Американские высокопоставленные чиновники раскритиковали признание немецкой ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) правоэкстремистской и ее возможный запрет.
2 мая Федеральное ведомство по охране конституции (BvF) признало партию «правоэкстремистской организацией», придя к выводу, что в АдГ преобладает понимание народа, «основанное на этническом происхождении, несовместимое с базовым свободным демократическим порядком». Ведомство отметило, что, в частности, партия не считает немецких граждан с миграционными корнями из мусульманских стран равноправными членами «немецкого народа».
Вице-президент США Джей Ди Вэнс заявил, что АдГ — самая популярная в ФРГ и самая представительная в Восточной Германии. «Теперь бюрократы пытаются ее уничтожить. Запад вместе разрушил Берлинскую стену. И она была восстановлена — не Советами или русскими, а немецким истеблишментом», — написал он в X.
С его позицией согласился бизнесмен и глава Департамента эффективности государственного управления (DOGE) Илон Маск. Он прокомментировал пост Вэнса словами «судьба любит иронию». «Запрет центристской АдГ, самой популярной партии Германии, стал бы крайним нападением на демократию», — считает основатель Tesla и SpaceX.
Маск до этого высказывался в поддержку нескольких европейских правых партий, в том числе АдГ, назвав ее «единственной надеждой Германии». На этом фоне акции Tesla стали терять популярность в Европе. Ряд европейских лидеров сочли действия Маска вмешательством в выборы.
Госсекретарь Марко Рубио также раскритиковал решение по АдГ. «Германия только что предоставила своему разведывательному агентству новейшие полномочия для слежки за оппозицией. Это не демократия — это замаскированная тирания. По-настоящему экстремистской является не популярная партия AдГ, занявшая второе место на недавних выборах, а смертоносная политика открытых границ иммиграции, против которой выступает AдГ. Германии следует изменить курс», — заявил он.
МИД Германии ответил на пост Рубио: «Это демократия. Это решение является результатом тщательного и независимого расследования, направленного на защиту нашей Конституции и верховенства закона. Последнее слово будет за независимыми судами. Мы извлекли урок из нашей истории, что правый экстремизм необходимо остановить».
После признания АдГ правоэкстремистской исполняющий обязанности немецкого канцлера Олаф Шольц призвал не спешить с процедурой ее запрета. При этом он подчеркнул, что служба внутренней разведки Германии предоставила очень подробное обоснование для присвоения партии этого статуса.
Дискуссии о запрете АдГ в Германии идут не первый год. Из-за ультраправой позиции другие политические силы решили не формировать коалицию. При этом партия продолжает набирать популярность: на выборах в бундестаг в феврале она набрала рекордное в своей истории число голосов и заняла второе место после ХДС/ХСС. В апреле, согласно опросу Ipsos, ее уровень популярности составил 25%, у ХДС/ХСС — 24%, у СДПГ — и вовсе 15%.