Доля оригинальных автозапчастей для иномарок в РФ снизилась до 20% — это минимальный показатель за последние 3 года. Последний раз столь низкий уровень фиксировался в марте 2022 года, когда из-за проблем с логистикой рынок резко изменил структуру поставок. Такие данные привели в маркетплейсе "Автостэлс".
Член правления Союза автосервисов РФ Илья Плисов отмечает, что ситуация особенно ощутима для владельцев европейских автомобилей.
"Последние 2 года доля оригинальных запчастей прибавлялась только за счет официальных поставок для китайских марок", — пояснил эксперт.
По его словам, в сегменте старых автомобилей уже давно лидируют СТМ-компоненты — продукция под собственными торговыми марками дистрибьюторов. С 2022 года их доля выросла до 50%, охватывая практически весь ассортимент.
СТМ (собственная торговая марка) — это бренд, под которым локальные дистрибьюторы выпускают автозапчасти. Например, у Mazda есть локальный бренд MZD, а у Subaru — Symmetric 4 Parts. Такие детали зачастую дешевле, а их ассортимент позволяет закрыть нужды большинства владельцев.
По данным "Автостэлс", снижение продаж оригинальных деталей коснулось Toyota, Kia, Hyundai, Renault, Nissan, Volkswagen, Chevrolet и Ford.
"Доля оригиналов запчастей для популярных марок продолжит снижаться в ближайшие 1-3 года. Ее рост возможен, но маловероятен", — отметил директор по работе с ключевыми клиентами "Автостэлс" Дмитрий Маркелов.
Он также добавил, что для этого нужно либо полноценное возвращение крупных брендов в РФ с ценами на уровне рынка, либо удешевление оригинальных деталей производителями — что невозможно из-за роста логистических затрат.
Эксперты сходятся во мнении, что оригинальные запчасти не исчезнут полностью. Однако в будущем они будут ориентированы прежде всего на нишевый сегмент покупателей, готовых платить за бренд и гарантированное качество, невзирая на цену.