С 1 октября 2025 года таксистам в РФ могут запретить использовать иностранные автомобили. Соответствующий законопроект уже прошёл первое чтение в Госдуме. Его авторы — депутаты Андрей Кутепов и Владимир Гутенев — настаивают: в такси должны работать только машины с "высокой долей российских компонентов" или собранные по специальным инвестиционным контрактам (СПИК).
О том, как это может изменить рынок пассажирских перевозок, разбирался Autonews. ru.
По данным Международного евразийского форума "Такси" (МЕФТ), самой популярной маркой среди таксопарков РФ по итогам 2024 года стала Kia. За ней следуют Lada и ещё 1 корейский бренд — Hyundai.
В десятку лидеров также входят Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet.
Если говорить о конкретных моделях, то в Москве чаще всего в такси используются Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio, а также Skoda Octavia и Rapid.
Важно, что большинство этих автомобилей до ухода иностранных брендов в 2022 году собирались в РФ по СПИКам. Однако, например, китайские Geely и Chery в этот список не входят — у них нет локального производства.
Согласно требованиям "Яндекс Такси", в тарифах "Эконом" и UberX с 8 апреля 2025 года разрешены автомобили не старше 2016 года. Это касается, в частности, Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid, Skoda Octavia и Volkswagen Polo. Таким образом, у используемого сегодня автопарка остаётся примерно 6 лет до полного списания.
Проблема обостряется в сегменте бизнес-класса. По новым критериям, в тариф Business сможет работать лишь 1 автомобиль — Mercedes-Benz E-Class, собранный на заводе в Подмосковье. Его допустимый возраст — от 2019 года и моложе.
"Линейка локализованных автомобилей в подлинное время не предусматривает моделей, подходящих под требования перевозок бизнес-класса, что ставит под угрозу существование этого сегмента рынка", - заявила глава Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Поправки позволяют использовать автомобили, выпущенные в границах СПИКов, заключённых между 1 марта 2022 и 1 марта 2025 года. Пока в этот перечень входят:
Также потенциально в список могут попасть:
Ирина Зарипова уверена: жёсткие требования к локализации приведут к росту цен и сокращению числа легальных перевозчиков.
"Предложенная инициатива не сопровождается необходимыми мерами господдержки. Отсутствие льготных программ и субсидий делает приобретение новейших автомобилей неподъемным для многих перевозчиков и самозанятых граждан", - заявила Зарипова.
Она также напомнила, что во всём мире практикуются более гибкие меры.
Депутат Владимир Гутенев уверен, что СПИКи — это путь к технологическому суверенитету. По его словам, локализованное производство делает машины доступнее, а цены на них — стабильнее.