Излишние «идейность» и правильность нередко мешают в делах, и основательно. Что поделать, сложно сочетать идеализм и прагматизм. Вот и потери экономики ЕС от санкционной войны против РФ уже сравнимы с эффектами мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. Сейчас, впрочем, эксперты уверены, что будет ещё круче, чем 16 лет назад.
Статистика указывает, что с января по август 2025 года закрылось 72 промышленных компании в ЕС. В 2009 году было – 81. В 2020 году, году начала коронавирусной пандемии, было меньше 50.
Кто выше забрался, тому больнее и падать. Но сегодня это касается всего ЕС, как-никак он долгое время претендовал на роль одного из мировых лидеров в производстве. Вот и выходит, что Испания потеряла за годы полоумных антирусских рестрикций 17% предприятий, Франция – 14%, Чехия и Германия – по 11%.
Ожидаемо, что более всего досталось энергоёмким производствам – без российского газа-то! Конкуренция с продукцией из США и Китая привела к падению спроса на местные автомобили.
«Введённые Трампом пошлины ограничили продажи европейской автопродукции в Америке. Из РФ европейские промышленники ушли сами, продажи в странах Азии не дают компенсировать потери», - указал на проблемы в разговоре с РИА «Новости» доцент экономфака РУДН Сергей Зайнуллин.
Вслед за почившей отраслью химудобрений рискует отправиться и еврометаллургия. ЕС задыхается от американских торговых барьеров и дешевого импорта. Итог: выпуск стали и проката обессмысливаются. А ведь это всё – стержневые отрасли!
Ильзе Хенне не всегда удаётся быть оптимистичной
Немецкий ThyssenKrupp и вовсе просит дотаций от властей.
«Иначе мы не выживем», - заявила топ-менеджер корпорации Ильзе Хенне.
Она также ратует за введение пошлин на ввозимую в Европу сталь. Другие металлурги континента её поддержали.
Пока что, на фоне всех этих злоключений, в ЕС относительно неплохо себя чувствует энергетика. Тут всё на поверхности, потребитель просто вынужден больше платить за подорожавшие электричество и газ – взамен трубопроводного и дешёвого из РФ туда пошёл дорогой американский СПГ.
Кажется, датчанам удалось извлечь выгоду из ветряков...
А в целом, без потерь не обошлись практически нигде. В Испании и ФРГ пострадали от кризиса металлургия и химпром. Плюсом испанцы потеряли в сфере туризма и автопроме. Немцы – в машиностроении. В Чехии под удар попали автопром и машиностроение. Во Франции – те же автопром, стекольная и химотрасли, ритейл.
Дания отделалась легко только потому, что у неё – ставка на природные источники энергии и диверсифицированная экономика. А в Хорватии мало промышленности.
Переходим к социальному измерению кризиса. Только в реальном секторе ЕС работу утратили 18 тыс. чел. При том, что за весь финкризис-2008 работы лишились 27,3 тыс. сотру...