«Хаос российских 90‑х»: какие есть проблемы с ремонтом и обслуживанием китайских грузовиков, и как их решать?

5 Колесо 5 часов назад 32
Preview

Удачное название для открытой конференц-площадки — Agora. Каждый год на выставке MIMS Automobility она гудит, бурлит, движется. Люди слушают из коридора, проталкиваются вперед, если становится интересно, или идут дальше по своим делам. «Агора» же продолжает обсуждать все и вся, меняя темы, спикеров, слушателей. И оставаясь центром притяжения. В 2025 году о грузовой технике и корпоративных парках говорили подробно на двух сессиях и много раз затрагивали близкие к ним вопросы, обсуждая e-commerce и запчасти.

ЛУЧШИЕ НА РЫНКЕ

Все началось с подведения итогов. В первые часы работы выставки наградили победителей премии MIMS Automobility Awards 2025, у которой на сей раз целых три номинации в грузовой тематике, обозначенной в целом «Продукт. Грузовые запчасти». Само голосование по комтрансу стало премьерой года, и сразу выделены три направления: «Лучшая СТМ» (собственная торговая марка), победитель — Enterprise; «Лучший отечественный бренд», победитель — Luzar; «Лучший зарубежный бренд», победитель — Startec. Внимание к грузовой тематике показывает разворот выставки, готовность дать место технике, зарабатывающей деньги и двигающей экономику страны.

Сервис теряет маржу, которая ранее шла на его содержание и амортизацию.

Сразу назвать победителей было правильно: практически каждый из упомянутых брендов принял активное участие в деловой программе, уже имея больше экспертного веса. Кстати, на субъективный вкус автора этих строк, доклад Enterprise на сессии по китайской грузовой технике был одним из лучших.

Виталий Киселев, вице-президент РОАД.

И пока сияет золотой свет награждения, упомянем еще одну номинацию — «Человек года в автобизнесе». Им стал Виталий Киселев, вице-президент РОАД. Тот самый, кто продвигает в ассоциации интересы грузовых дилеров. За год, по крайней мере в медийной активности, он неплохо «раскачал» тему, уж точно своевременно на фоне новой реальности утильсборов. А еще постепенно налаживает отношения с брендами, с одной стороны, и ремонтниками — с другой, партнерствуя с «Союзом Автосервисов», где тоже есть грузовая секция. Хочется верить, что некоторая, пусть и начальная, консолидация поможет комтрансу выносить вопросы наверх и вести диалог с властью.

КИТАЙСКИЙ ГРУЗОВИК — НА «ПОДЪЕМНИКЕ»

В целом китайские бренды в одобрении гарантийных случаев достаточно лояльны.
Олег Ивахнов, руководитель авторемонтного комплекса «Ремсервис».

Только что упомянутый «Союз Автосервисов» был в дни выставки одним из главных «рупоров комтранса». И потому, что заселил своими участниками-ремонтниками новую тематическую площадку выставки — «Территорию ребилда», где все дни говорили о капитальном ремонте узлов и агрегатов и в перспективе их полноценном промышленном восстановлении, хотя для этого нужно сполна освоить отдельный ОКВЭД и провести мощнейшую инфраструктурную и техническую подготовку. Ребилд в его современном виде предполагает обменный фонд агрегатов, откуда клиент по заявке получает мгновенную поставку. Но это светлое и не очень близкое будущее.

В настоящем же Союз провел на «Агоре» круглый стол «Обслуживание китайской грузовой техники. Промежуточные итоги». Модератор Олег Ивахнов, руководитель авторемонтного комплекса «Ремсервис», предложил вести разговор в стиле «ощупывания слона» слепыми мудрецами: общей картины ни у кого нет, зато есть желание оценить тему с разных сторон. Для того и собрали на сцене эксплуатантов, ремонтников, поставщиков запчастей.

Марат Ереев, представитель дистрибьютора запасных частей «Комтранс».

Открыл обсуждение Марат Ереев, представитель дистрибьютора запасных частей для грузовой техники «Комтранс». Того самого, которому принадлежит СТМ-бренд Enterprise. Но это новая история, а самой компании 23 года, так что она компетентна в классической схеме поставки запчастей и классической же идеологии ремонта от «Большой семерки». До 2022 года имела более 130 прямых контрактов с поставщиками первой комплектации и полагала это своим осознанным выбором в пользу качества и ресурса поставляемых запчастей.

А что теперь? Чтобы ощупать свою часть «слона», Марат обратился к статистике. Что для Sitrak или Shacman российские рекордные продажи в 100 и более тысяч грузовиков на фоне рутинных 4 млн в родном Китае? Очевидна критическая разница в объемах! Китай — это фабрика, в своей идеологии бизнеса он нацелен на массовые проекты, обширные рынки. В этом смысле ближе и понятнее Африка, Южная Америка… Даже если наш рынок называют «интересным», по факту он никак не ключевой. «Мы поставляем для больших строек, вы строите… и приходите за новым товаром», — определил подход китайцев Марат. И предложил именно на этой базе оценивать слабое внимание китайцев к постпродажной поддержке.

Ребилд в его современном виде предполагает обменный фонд агрегатов, откуда клиент по заявке получает мгновенную поставку.

Второе следствие такой идеологии — привычка брендов иметь три, пять и более поставщиков по каждой позиции и принимать как норму то, что детали идут на конвейер не вполне одинаковые. Отсюда же и проблема (хотя сами китайцы так не считают) отсутствия каталогов.

«Мы не могли поверить, что их нет. Решили проверить, поехали на «их» авторынок, дело было в Маньчжурии. Нас встретил хаос российских 90‑х: нет дистрибуции, понятной нам товаропроводящей сети, региональных складов запчастей». Но есть грузовики, уже работающие в России. И есть колоссальный хаос в сервисе, без возможности планировать поставки или корректно считать себестоимость перевозок.

Спикер предложил добавить к уже описанному хаосу отсутствие в Китае запретов по теме авторского права и то, что в России сейчас с этим не лучше, никто не отслеживает контрафакт в условиях параллельного импорта…

И вот пример спикера по конкретной позиции фильтра: 7,7 тыс. рублей — это цена оригинала «с завода». Рядом — 800 рублей, и фильтр тоже обозначен как оригинальный. Привел Марат и скрин с «Озона» по тому же фильтру — 1,7 тыс. рублей у продавца с шикарным рейтингом и тучей отзывов «отлично, все подошло по размерам».

Собственно, сказанное можно назвать обоснованием успеха СТМ в России. По крайней мере, такие бренды создают крупные локальные компании с опытом и возможностями федеральной дистрибуции. Они готовы принять на себя фильтрацию значительной части хаоса, чтобы дать клиенту определенность сроков и ресурса.

На выявление сложных и плавающих дефектов китайских машин диагносты тратят дни, а то и недели.

Виталий Киселев, вице-президент ассоциации РОАД, говорил от лица дилеров, продающих технику и поддерживающих сервисом. Он сравнил нынешний рынок с восточным базаром. Когда каждый призывает доверять ему, и, может быть, изначально готов соответствовать, но закон рынка приводит его к спешке и «срезанию углов». Так будет продолжаться, пока на национальном уровне не удастся сформулировать правила: кто такой дилер и в чем его права и обязанности, что такое ОЕМ-запчасть, чем занимается и как оценивается механик?

Пусть у китайских коллег свое представление о том, как обеспечивать гарантию и в целом вести себя после продажи либо подписания контракта. Однако «сверху» на все это стоит наложить правила здесь, на российский стороне. Законодательно прописать и зафиксировать. Поставил технику? Создай склад, обеспечь запасы таких-то наименований в таком-то количестве,техническую информацию, диагностику — и все это на российских серверах.

А для начала, призвал спикер, надо объединиться внутри отрасли, чтобы правила не спустил сверху кто-то, к автобизнесу не близкий. Иначе снова будет: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Резюме выступления — давайте консолидировать интересы и возможности!

Алексей Никитин, технический директор компания Dentro.

Алексей Никитин, технический директор Dentro, высказался от лица эксплуатантов. Компания — собственник более 500 единиц китайской грузовой техники. В бизнесе 20 лет, активный рост был с 2016 по 2017 год, второй рывок — на китайском «топливе», уже с 2023 года. Теперь для своей и сторонней техники работает техцентр. В целом по бизнесу есть оптимизм и планы вырасти до 3 тыс. грузовиков, а также войти в топ федеральных перевозчиков, открыть большую грузовую СТО.

Сейчас удается достаточно точно рассчитать затраты на 1 км пробега по китайской технике, и они получаются очень разными, в зависимости от бренда и поколения грузовика. В работе седельные тягачи Dongfeng генераций Евро-6 и Евро-5 и Sitrak.

Более свежая версия Евро-6 имеет пробеги свыше 250 тыс. км, в эксплуатации оказалась дорогой: от 2,1 р./км. А вот Евро-5 (таких 129 единиц в компании) гораздо бюджетнее, на уровне 1,7 р./км. Причем свежая закупка 2024 года еще эффективнее: 1,5 р./км. Важно уточнить, что такая экономика рассчитана при выполнении условий бренда, настоявшего на сниженных межсервисных интервалах. Второй бренд в эксплуатационном «портфеле» — Sitrak — показал среднюю стоимость эксплуатации в 2 р./км.

Алексей сразу уточнил, как компания стала дилером: «С таким парком некуда было деваться». Внутри решать вопросы гарантии и контролировать простои оказалось гораздо проще. По внешней гарантии, как показал опыт, приходилось долго ждать и решения, и ремонта. Сейчас в случае простоя многие неисправности устраняются на коммерческой основе, по месту поломки.

В целом же ситуацию с поддержанием в эксплуатации спикер оценил как сложную: много зависит от лояльного отношения партнеров. Увы, уже сформировался ряд долгов по гарантии. Хотя в целом китайские бренды в одобрении гарантийных случаев достаточно лояльны, решения быстрые. «Детские болезни» техники, вроде плохой окраски, решаются, правда, в следующей поставке.

Это последнее утверждение оспорил модератор, который очень коротко выступил от лица ремонтников. Его опыт включает задержки от создания заказ-наряда по претензии до оплаты в четыре месяца и более. И это не худшая из бед. Гораздо тревожнее само начисление оплаты. То, что эксплуатант мягко назвал «детскими болезнями», порой оказывается сложным плавающим дефектом, на выявление которого диагносты тратят дни, а то и недели: понять проявления, смоделировать условия, выявить реальные причины… Оплатой же «по гарантии» будет закрытие 1–2 нормо-часов. Но даже в более простых случаях «выплаты минимальные и не закрывают даже базовых затрат».

ОСТАТКИ ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ

Юрий Цветков, представитель бренда Shacman.

Взглядом со стороны бренда картина дополнилась в третий день работы выставки, во время сессии «Автостата» по корпоративным паркам, куда был приглашен Юрий Цветков, представлявший бренд Shacman. Он сфокусировал внимание аудитории на смене модели владения и обслуживания после 2022 года.

До этого бизнес-модель строилась на ясной цене входа в эксплуатацию и выхода из нее грузовика, плюс к тому — понятная стоимость сервиса. Перевозчик мог все рассчитать, корректно ввести в тарифы на услуги. И все это в прошлом. С 2022 года постепенно сформировалась транзакционная модель: без понимания цены входа, не говоря о выходе!

Как живется дилеру китайского бренда? Сложно: запчасти стали дешевле, маржа примерно та же, но финансовый объем (за счет цены) сократился троекратно. Сервис теряет маржу, которая ранее шла на его содержание и амортизацию.

Нет маржи у всей системы дистрибуции! В транзакционной модели сервис по природе убыточен. Дилер сохраняет лишь возможность заработка на продаже новой техники, что вряд ли реально на падающем рынке. Итог — «каннибализация» сети дилеров, в которую, кроме прочего, входят сами пользователи парков на правах дилеров.

Схлопывается сервисная сеть страны. Для огромных пространств России вопрос поддержания техники в движении становится тревожным. Тот, кто предложит качественное решение этой проблемы, в будущем сохранит стабильность.

Читать продолжение в источнике: 5 Колесо
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'