В 2024 году эксклюзивный дистрибьютор «Джак автомобиль» продал в России 5190 грузовых машин. Модель N90 — вторая по популярности в линейке коммерческой техники JAC, реализуемой в нашей стране. Согласно данным о постановке на учет в 2024 году, она вошла в топ-3 по продажам в России среди грузовых брендов, импортирующих на рынок автомобили полной массой от 8,5 до 10 тонн.
Среднетоннажник N90 отличается простой и надежной конструкцией, традиционной для грузовиков марки JAC, а также маневренностью и экономичностью, сочетая хорошие эксплуатационные характеристики с доступной стоимостью.
Премьера модели JAC N90X состоялась на выставке COMveх, где эксклюзивный дистрибьютор продемонстрировал широкие возможности модельного ряда грузовиков JAC, которые могут использоваться для выполнения самых разных задач. А мы познакомились с новым среднетоннажником на площадке у дилера в Москве.

Новинка предлагается с тремя вариантами колесной базы. Габариты шасси N90X Normal полной массой 9030 кг составляют 6990х2116х2300 мм при колесной базе 3845 мм. Дорожный просвет равен 160 мм, минимальный радиус разворота — 7,5 м, как и у версии Short с базой 3365 мм, а у версии Long с базой 4475 мм — 9 м.

Автомобиль оснащается новым 4,5-литровым турбодизелем JAC-Cummins ACPL B4.5EV160 экологического класса Евро-5 (158 л. с., 540 Нм), который работает в паре с 6-ступенчатой механической КП — трансмиссия позаимствована у модели-предшественника.

Новый двигатель заменил предыдущий мотор Foton-Cummins ISF объемом 3.8 л, к которому ранее были претензии, а теперь он еще и подпадает под санкционные ограничения. В силовой линии N90X используется и новый задний мост JAC-Benz c передаточным числом главной пары 4,33. Максимальный преодолеваемый подъем равен 30 %. Алюминиевый топливный бак объемом 210 л — оптимальный вариант для дистрибуции.

Подвеска спереди и сзади — рессорная, предусмотрен задний стабилизатор поперечной устойчивости. Тормоза — пневматические, с барабанными механизмами на всех колесах. Интересно, что ранее «Джак автомобиль» поставлял в Россию среднетоннажное шасси с передними дисковыми тормозами. Но, по отзывам клиентов, машина получилась слишком дорогой в обслуживании. «В коммерческом транспорте барабаны не отжили свое», — считает руководитель отдела продаж грузовых автомобилей ООО «Джак Автомобиль» Денис Снеговский.

Значительные изменения коснулись и дизайна: кабина теперь унифицирована с моделью JAC N120 полной массой до 12 тонн, за исключением спального места, которое у N90X отсутствует. В узком пространстве между задней стенкой с окном и спинками сидений размещен лишь вещевой лоток. А вот в версии N90L габаритной длиной 7845 мм предусмотрено компактное спальное место, подходящее для водителей ростом до 175 см. Дистрибьютор считает, что комфортная спальная кабина для среднетоннажника вскоре станет больше востребована. Такой прогноз связан с нашумевшими законодательными новациями в расширении системы «Платон» на дороги регионального и муниципального значения.

Среди прочих обновлений N90X — новая оптика, приборная панель и сиденье с пневмоподвеской. В штатное оснащение включены: светодиодные дневные ходовые огни, фары с электрорегулировкой, противотуманки, рулевая колонка с регулировкой по наклону и вылету, электростеклоподъемники, зеркала заднего вида с подогревом, центральный замок, круиз-контроль.

Также предусмотрены: подготовка под установку тахографа, радиоприемник с поддержкой MP3, кондиционер, полки над головами водителя и крайнего пассажира, подножки с антискользящим покрытием, зуммер заднего хода, ящик для инструментов, энергопоглощающий передний бампер, горный тормоз. Учтите, USB-разъем всего один, он размещен в лицевой панели радиоприемника и прикрыт аккуратной заглушкой. Хорошо бы добавить еще один коннектор, учитывая, что зарядка телефона может понадобиться не только водителю, но и пассажиру. В базовой комплектации есть пепельницы, прикуриватель, а главное — вешалки для одежды. Согласитесь, последнее — редкость для китайских среднетоннажных грузовиков.

В помощь водителю системы активной безопасности: ABS, ASR, ESC. Грузовик может буксировать прицеп с инерционными тормозами полной массой не более 3,5 тонн. А вот исполнение для буксировки прицепа более высокого тоннажа должно быть сертифицировано производителем надстроек.
В пакет адаптации к российскому рынку входят: нижняя защита двигателя и КП, топливный фильтр с подогревом и сепаратором, нагревательные элементы масляного картера и топливной системы, предпусковой подогреватель Webasto, москитная сетка и теплоизоляционный экран на радиатор системы охлаждения, морозоустойчивые резиновые детали, дополнительное утепление кабины и закрытый аккумуляторный ящик.

В списке опций числятся: тахограф, коробка отбора мощности, верхний спойлер и дисплей-планшет вместо приборной панели — их, как правило, заказывают частные автовладельцы.
Тестируемый JAC N90X достался нам в виде изотермического фургона с надстройкой Заволжского завода спецавтомобилей (ООО «Промтехника», ЗЗСА). Изотермический фургон — самая востребованная на рынке надстройка. По статистике, около 55 % реализованных дистрибьютором в 2024 году среднетоннажников JAC ушли к клиентам именно в таком исполнении.

Фургон изготовлен из сэндвич-панелей и вмещает до 10 палет (внутренний объем — 23,07 м3). Габаритные размеры изотермического кузова без надрамника составляют 5300х2340х2300 мм (внутренние размеры — 5110х2150х2100 мм). Ширина боковой двери — 900 мм, а высота — 1850 мм. Погрузочная высота — 115 мм. Внутренняя и внешняя обшивка выполнена из армированного пластика белого цвета толщиной 1,5 мм. Такелажные рейки установлены в бортах по всей длине кузова. В передней стенке предусмотрены закладные под монтаж холодильно-отопительного агрегата. Такое решение особенно востребовано для транспортировки замороженных и охлажденных продуктов, требующих соблюдения температурного режима от 0 до +12 °С.

В качестве утеплителя используется экструдированный пенополистирол «Трак 250» толщиной 80 мм. Надрамник представляет собой сборно-сварную конструкцию из стали 09Г2С с оцинкованным покрытием. Снаряженная масса комплектного автомобиля с фургоном (собственной массой 1415 кг) составляет 4525 кг, что означает грузоподъемность 4505 кг.
Денис Снеговский отметил, что компания придерживается стратегии сохранения рыночной доли, сосредоточившись на работе с корпоративными клиентами. В настоящее время «Джак автомобиль» распродает остатки моделей 2024 года, одновременно готовясь начать прием и продажу машин 2025 года, первым из которых стал N90X. Дистрибьютор ожидает оживления спроса, прежде всего со стороны крупных корпоративных клиентов, таких как К&Б, «Деловые линии», «Магнит» и другие.
В качестве инструмента работы с клиентами «Джак автомобиль» применяет сервисные контракты: как на полное техническое обслуживание, так и на отдельные операции. Они существенно облегчают работу технической службы в крупных компаниях и остаются востребованными у корпоративных клиентов. Причем, в отличие от подобных продуктов, предлагавшихся ранее европейским компаниям, дистрибьютор китайской техники не берет предоплату: клиент, работающий по контракту, оплачивает счет по факту выполненных работ. В дилерской сети «Джак автомобиль» находится 58 предприятий. «Дилерская сеть — важная составляющая бизнеса», — подчеркивает Денис Снеговский.
Несмотря на тяжелое положение на рынке, в компании «Джак автомобиль» со сдержанным оптимизмом смотрят в будущее и надеются, что новая модель привлечет к себе как старых, так и новых клиентов.
Кстати, насчет использования электротяги (напомним, JAC N90EV показали на выставке COMvex 2024) Денис Снеговский высказался, что для нашего рынка гораздо актуальнее газомоторная техника. И JAC в скором времени такое решение предложит.
Впрочем, определенный интерес со стороны некоторых клиентов к электрическим грузовикам есть и в России, но он сдерживается отсутствием развитой зарядной сети и климатическим условиями. Что касается экономики автопарков коммерческих электромобилей, это тема для отдельной статьи.