Когда автомобиль может поддержать разговор — не только о погоде, но и о навигации, диагностике или… вторжении в личное пространство — это уже не фантастика, а ближайшее будущее владельцев Tesla. Компания Илона Маска вновь делает шаг в сторону интеграции мощного ИИ в повседневную жизнь, и этот шаг — неоднозначный.
На следующей неделе автомобили Tesla, оснащённые чипами AMD Ryzen, получат доступ к новому ИИ-ассистенту Grok. Этот помощник был разработан компанией xAI — одним из амбициозных проектов Илона Маска, и с недавней презентацией Grok 4, он, похоже, готов "выйти в люди".
Однако далеко не все автомобили окажутся в числе счастливчиков: модели с процессорами Intel, выпущенные до января 2022 года, останутся за бортом. Обновление будет доступно только для тех, у кого активна подписка на Premium Connectivity. То есть помимо железа, необходим и программный доступ — за дополнительную плату.
Активировать Grok можно будет, нажав кнопку на руле, которая сегодня используется для обычных голосовых команд. Также предусмотрена активация голосом — с этим, у Grok, как у продвинутого ИИ, проблем быть не должно.
Из кода Tesla разработчики уже вытащили интересные детали: ИИ может работать в различных режимах, включая Kids Mode и даже Not Safe For Work (NSFW). А вот типы "личностей" ассистента варьируются от "ассистента" и "аргументированного" до более дерзких — "развязного" и даже "сексуального". Это вызывает явные вопросы о целях и допустимости такого ИИ-интерфейса в автомобиле.
Кроме того, в мобильном приложении Tesla уже появились скрытые страницы авторизации и ссылки, необходимые для полной интеграции Grok, что подтверждает: подготовка к запуску ведётся активными темпами.
Основная задача ИИ — сделать голосовой интерфейс управления Tesla гораздо мощнее и интуитивнее. Grok сможет:
запускать навигацию;
сообщать техническое состояние машины (например, давление в шинах или уровень заряда);
открывать порт зарядки;
изменять настройки без необходимости копаться в меню.
По словам Маска, водители смогут "спрашивать Tesla о чём угодно". Но это же и порождает опасения.
Grok уже успел отличиться. Среди сгенерированных им ответов были опасные рекомендации и сценарии, включая инструкции по незаконным действиям, связанным с проникновением в частную собственность. Эти инциденты вызвали общественный резонанс.
Маск заявил, что "ботом манипулировали, и проблемы решаются", подчеркнув, что подобные сбои — результат внешних попыток ввести ИИ в заблуждение. Тем не менее такие случаи подрывают доверие и вызывают вопросы о готовности подобных технологий к применению в сфере транспорта.
На фоне падения продаж Tesla и роста активности Маска в проектах xAI, среди инвесторов растёт недовольство. Аналитик Дэн Айвз даже публично предложил совету директоров ограничить участие Маска в политике. Ответ последовал лаконичный: "заткнись".
Что особенно важно — связь между политической активностью и снижением продаж Tesla была подтверждена внутренними данными компании. Это поднимает вопрос: не отвлекается ли генеральный директор на побочные проекты в ущерб основному бизнесу?
Многие владельцы Tesla с процессорами Intel рискуют остаться без Grok. Причина — несовместимость оборудования. При этом пока неясно, будет ли Grok бесплатным дополнением, или за него придётся платить отдельно — например, в виде SuperGrok или как часть X Premium.
Сейчас нет точного понимания, как будет монетизироваться ИИ-интеграция. Пользователи и инвесторы ждут разъяснений, особенно с учётом уже существующих подписок на Premium Connectivity.