«Ежели за время, что пройдет от дня святой Люции до рождественского сочельника, из девяти деревьев — липа, береза, орешник, верба, ольха, бук, ель, терновник, клен — сделать стул, каждый день работая понемногу, да взять его тайком на заутреню, да сесть на него, — увидишь то, что скрыто от других: женщин, которые преклоняют колена, повернувшись спиной к алтарю. Это и есть ведьмы...».
13 декабря католики отмечают День святой Люции (День святой Люсии, Saint Lucy's Day), мученицы времен Диоклетиана (3 век).
Имя Люция происходит от латинского слова «lux» — «свет». С праздником в ее честь связана поговорка: «Со святой Люцией ночи убывают». Появилась она еще в эпоху юлианского календаря, в соответствии с которым на 13 декабря приходился день зимнего солнцестояния. После григорианской реформы 1582 года самый короткий день в году выпал на 21 декабря. После этого народная мудрость перестала соответствовать действительности, что нашло отражение в дополнении к поговорке: «Со святой Люцией ночи убывают, но дни длиннее не становятся».
По легенде, у Святой Люции были прекрасные глаза, которыми она очаровала некоего молодого человека, и чтобы он не впал в искушение, она выколола свои глаза и прислала их ему на тарелке. Благодаря этой легенде, в романских и германских странах святая Люция считалась покровительницей света и целительницей глазных болезней.
Однако, в обрядах и поверьях многих стран сохранилась память и о самом «ведьмином» дне — дне святой Люции. По некоторым поверьям на святую Люцию ведьмы сбивают под мостами масло, танцуют на перекрестках и могут «затанцевать» попавшихся им мужчин и парней до смерти, ночью ходят в белых покрывалах и с ведрами в руках, собираются на шабаши.
Соответственно, предпринимались и различные меры по защите людей и их окружения от ведьм. Например, как и всякую нечистую силу, ведьм выгоняли из села шумом, свистом, стуком, колокольным звоном, выстрелами, хлопаньем бича. Для защиты от пагубного ведьмовского воздействия использовали чеснок: его ели сами и давали есть скоту, а также натирали им лоб, руки и ступни, мазали его соком стены хлевов и рисовали чесноком или дегтем кресты над входом в хлев и дом.
В качестве оберегов применялись и различные запреты. Например, на Люцию запрещалось прясть и шить (иначе, по поверью, скрючит пальцы, работа будет все время портиться, куры перестанут нестись; а у кормящих женщин, нарушивших запрет, по народному поверью, воспалится грудь), стирать, печь хлеб, работать на лошадях, ломать или разбивать что-либо.
Двенадцать дней от Дня святой Люции до Рождества, как время присутствия рядом с людьми неких сверхъестественных существ, когда граница между миром людей и «тем светом» словно бы истончалась, как нельзя лучше подходили для гаданий. Гадали о погоде, о будущем урожае, о судьбе, о замужестве... Гадания у всех народов разные.