18 июня Вооружённые Силы Российской Федерации отмечают День службы военных сообщений. Соответствующий Указ Президента России № 222 был подписан 21 мая 2017 года.
Установление официальной даты празднования подчёркивает всю важность задач, выполняемых этой службой для Вооружённых Сил России. В ведении службы военных сообщений (службы ВОСО) находится организация перевозок, включая подготовку путей сообщения для решения задач Вооружённых Сил. Подобные перевозки могут быть связаны как с оперативной переброской воинских частей и подразделений, включая личный состав и технику, так и с решением повседневных задач.
Выполнение подобных задач сопряжено с необходимостью использования гражданской транспортной инфраструктуры: морской, речной, железнодорожной и воздушной. С этой целью Служба военных сообщений располагает органами, являющимися, по сути, полномочными представительствами Министерства Обороны на всех видах транспорта. При решении вопросов организации перевозок в интересах МО РФ органы ВОСО фактически являются координатором между командованием воинскими подразделениями, подлежащими перевозке и руководством на том или ином виде транспорта, задействованном в каждом конкретном случае.
Несложно представить уровень ответственности, который ложится на службу ВОСО при организации перевозок. От чёткости и координации их работы зависит выполнение задач подразделениями Министерства Обороны.
Служба военных сообщений является одной из старейших служб в Российской армии. Организация перевозки войск и военных грузов отдельным ведомством была осознана и начата реализовываться ещё Петром I. К началу 19 века в России фактически существовала система военных сообщений.
Служба военных сообщений является одной из старейших служб в Российской армии (Фото: mil.ru, по лицензии CC BY 4.0)
Развитие железнодорожного транспорта и осознание важности его использования для военных перевозок привели к тому, что в 1868 году 18 июня по новому стилю был подписан Приказ военного министра Д.А. Милютина, согласно которому создавался Комитет, в ведение которого отходили все военные перевозки с использованием железных дорог и водных артерий. Этому Приказу предшествовало майское распоряжение императора Александра II. Созданный в середине 19 века, этот Комитет стал прообразом современной Службы военных сообщений.
Крайне тяжёлыми для службы ВОСО стали годы Великой Отечественной войны. Однако и сокращение численности подвижного состава, и сокращение протяжённости железных дорог (более чем на 40%) вследствие отступления в 1941-1942 годах не привело к дезорганизации работы Службы военных сообщений. Достаточно вспомнить об эвакуации в тыловые районы промышленных предприятий, эвакуации раненых с полей сражений, срочной переброске воинских частей и техники к линии фронта и т.д.
Сегодня Служба военных сообщений по-прежнему решает важные задачи мирного и военного времени в интересах Вооружённых Сил России (Фото: mil.ru, по лицензии CC BY 4.0)
После Победы в Великой Отечественной войне появились новые задачи, развитие транспортной инфраструктуры потребовало соответствующих преобразований в структуре ВОСО.
Сегодня Служба военных сообщений по-прежнему решает важные задачи мирного и военного времени в интересах Вооружённых Сил России: обеспечивает транспортные потребности войск и флота и осуществляет контроль за подготовкой железнодорожных, водных и воздушных путей сообщения в их интересах.