День Воздушного флота России (ранее известный как День Авиации) — профессиональный праздник всех пилотов воздушного флота, авиаторов, инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников и работников авиационной инфраструктуры России — отмечается ежегодно в третье воскресенье августа на основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 3564-1 от 28 сентября 1992 года «Об установлении праздника День Воздушного Флота России».
В этот день традиционно проводятся праздничные мероприятия, посвященные и Дню Военно-воздушных сил России, с показательными выступлениями пилотажных групп, вертолетов и парашютными прыжками.
У Дня Воздушного флота России два «отца-основателя»: Николай II и Иосиф Сталин. Они оба в разные годы в августе отдали значимые для российского воздухоплавания распоряжения.
12 августа 1912 года последний русский царь повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в её ведение все вопросы развития нового рода войск.
Через два десятка лет уже Иосиф Сталин установил в Советском Союзе традицию праздновать День воздушного флота СССР. Этот праздник (также известный как Всесоюзный день авиации, или День Авиации) был закреплен Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года № 859, в честь выдающихся достижений учёных, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, лётного и технического состава ВВС РККА.
Первое празднование Дня воздушного флота прошло 18 августа 1933 года. В этот день на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе в Москве был организован авиационный праздник, на котором продемонстрировали образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены советского правительства во главе со Сталиным.
Долгие годы День воздушного флота отмечался в СССР 18 августа и стал всенародным праздником.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа. Эта традиция была продолжена и в постсоветской России. Президиум Верховного Совета РФ в 1992 году постановил отмечать этот профессиональный праздник также в третье воскресенье августа.
День Аэрофлота, с 1979 по 1988 год отмечавшийся во второе воскресенье февраля, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» был объединен с Днем воздушного флота СССР.
История воздушного флота России началась с практического развития авиации в начале 20 века. Первый Всероссийский аэроклуб был основан в 1908 году, а еще через два года состоялись первые полеты отечественных самолетов конструкции Александра Кудашева, Игоря Сикорского, Якова Гаккеля. В 1912-1913 годах под руководством Сикорского были построены первые в мире многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В последующие годы началась подготовка летчиков и строительство авиационных заводов в стране.
Существенный толчок развитию авиации дали Первая мировая и Гражданская войны. Помимо строительства самолетов, велась и научная работа. Так, в 1918 году был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), в 1920-х годах — первое в стране высшее авиационное учебное заведение — Институт инженеров Красного Воздушного Флота (впоследствии Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н.Е. Жуковского) и конструкторские бюро, которые возглавляли А. Туполев, Н. Поликарпов, Д. Григорович, К. Калинин.
В связи с активным развитием гражданской авиации в России и созданием отечественного парка самолетов появилась необходимость технического контроля воздушных линий. В связи с чем, в 1923 году был учрежден Совет по гражданской авиации и Акционерное общество российского добровольного воздушного флота «Добролет» (в 1932 году переименовано в «Аэрофлот»). В 1930-е годы в стране активно расширялась сеть аэроклубов, организовывались новые учебные заведения, конструкторские бюро и научно-исследовательские организации авиационного профиля, вводились в строй новые самолетостроительные и авиамоторные заводы, строились экспериментальные и опытные летательные аппараты.
Советские летчики осваивали новые самолеты и вертолеты, устанавливали мировые рекорды, а также отважно сражались в небе Испании и Китая в 1940-х годах. Во время Великой Отечественной войны советская авиация внесла большой вклад в победу над врагом, а в послевоенное время активное развитие получил скоростной воздушный транспорт, реактивные и сверхзвуковые самолеты, вертолетостроение, сооружались новые аэровокзалы и взлетно-посадочные полосы.
И сегодня авиация способна решать широкий круг транспортных, хозяйственных и военных задач. Воздушный флот является важнейшим фактором экономического развития России. В жизни страны с её огромной территорией значение воздушного транспорта сложно переоценить, ведь в некоторые населенные пункты можно добраться только по воздуху. Авиация обеспечивает мобильность людей, решает важнейшие социальные задачи по снабжению жителей труднодоступных районов продуктами питания, медикаментами и другими предметами первой необходимости, содействует развитию деловой активности, обеспечивает межрегиональные связи.
В настоящее время парк воздушных судов (самолеты и вертолеты) пока удовлетворяет спрос на перевозки, география полетов российских авиакомпаний постоянно расширяется.
Создание авиации и ее эксплуатация — это результат ответственной и самоотверженной работы людей. Именно им всем, кто связал свою судьбу с небом, — гражданским и военным летчикам, наземному персоналу, создателям крылатых машин и ветеранам авиации — отдается дань уважения и звучат слова поздравления в честь сегодняшнего праздника.
Напомним, что День работника гражданской авиации России отмечается ежегодно 9 февраля.
Материалы по теме в Журнале Calend.ru:
Инфографика – постер «День Воздушного Флота России»