В третью субботу мая жители Калмыкии отмечают государственную памятную дату — День калмыцкого чая (калм. Хальмг Цяягин няр). Этот ежегодный праздник был учрежден народным Хуралом (парламентом) Калмыкии в 2011 году в целях сохранения и возрождения национальной культуры. Впервые он состоялся 19 мая 2012 года.
Интересно, что калмыцкий чай похож скорее на первое блюдо, нежели на напиток. Правильно заваривать и подавать чай — целое искусство. Как правило, хорошо заваренный чай калмыки щедро солят, добавляют в него молоко и мускатный орех, толченный в сливочном масле, и все это тщательно размешивается половником.
Традиционная калмыцкая чайная церемония тоже имеет свои правила. Например, нельзя подать гостю несвежий чай — это проявление неуважения, поэтому напиток заваривают прямо в присутствии гостя. При этом все движения совершаются слева направо — по ходу солнца. Первую порцию чая подносят бурханам (Буддам): наливают его в жертвенную чашечку и ставят ее на алтарь, а после окончания чаепития отдают детям.
Нельзя пить чай из пиал со сколотыми краями. Поднося чай, хозяин должен держать пиалу обеими руками на уровне груди, тем самым демонстрируя уважение к гостю. При подношении чая соблюдается иерархия: сначала пиалу подают старшему по возрасту вне зависимости от того, является ли он гостем, родственником либо кем-то еще. Принимающий чай, в свою очередь, должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления («цацл цацх»), произнести благопожелание в адрес самого чая, хозяина дома и всей его семьи. После того как чай выпит, пустую посуду нельзя переворачивать вверх дном — это расценивается как проклятье.
Счастливой приметой считается попасть в гости на утренний чай. С ним калмыки связывают благополучное решение начатых дел, подтверждая это пословицей, которая в переводе с калмыцкого гласит: «Если с утра выпьешь чай, дела исполнятся».
Есть несколько версий того, откуда калмыки узнали про чай. Согласно одной них, известный религиозный реформатор Цзонхава однажды занемог и обратился к лекарю. Тот прописал ему «божественный напиток», посоветовав пить его натощак семь дней подряд. Цзонхава совету внял и исцелился. По этому случаю он призвал всех верующих поставить лампадку бурханам и приготовить чудодейственный напиток, позже названный калмыками «хальмг цэ». Это и был чай.
По другой версии, обычай пить чай калмыкам подарил лама, решивший найти растительную пищу, которая не уступала бы по калорийности мясным блюдам. Он 30 дней читал молитву в надежде, что взойдет чудодейственная культура, и ожидания его оправдались. С тех пор у калмыков появился обычай проводить чайную церемонию как своеобразный божественный ритуал, а сам чай стал самым почитаемым калмыцким напитком: с него начинается утро в калмыцких семьях, без него не обходится ни один праздник.