В Болгарии день равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены всегда празднуют 21 мая. Это последний из весенних праздников, чья обрядовая сторона предвосхищает скорое наступление лета.
Император Константин, управляющий в Риме, а позже и в Византии, и его мать — благочестивая царица Елена, открывшая крест Господень на Голгофе — одни из самых ревностно почитаемых святых в Болгарии. В память о них в местечке Крестовый лес (Кръстóва горá) в Родопах был заново воздвигнут храм на месте разрушенного турками монастыря, где хранилась щепка из креста Господнего.
В особом почете день святых Константина и Елены у жителей юго-восточной Болгарии, как и нескольких деревень северной Греции, населенных исключительно переселенцами. Это день игр на горящих углях.
Как правило, праздник начинается на несколько дней раньше, когда начинают собирать в складчину деньги на, так называемый, „курбан” (ритуальное зарезывание ягнят и приготовление яств из их мяса, которые потом едят прилюдно всей деревней). Часть денег потом обязательно идет на ремонты храмов и родниковых источников, если такие необходимы.
Утром 21 мая начинается обход святых мест, в первую очередь, целебных источников и оброчных деревьев. Во главе процессии люди несут иконы святых Константина и Елены. Часто к иконам прикреплены или пришиты молитвы с просьбами об исцелении людей и животных. Считается, что в этот день вода в родниках имеет целебные свойства, и все по очереди отпивают родниковой воды. На поляне у источников обычно и зажаривают зарезанного ягненка и готовят курбан. После еды начинаются песни, а более смекалистые парни привязывают к раззеленившимся деревьям качели, в которые усаживают девушек и качают их. Есть поверье, что вспыхнувшую в этот день любовь ничто не может разрушить.
Лишь к вечеру люди возвращаются в свою деревню и устраивают после захода солнца большой костер в центре. Пока огонь разгорается, под музыку волынки и большого барабана (тыпан) начинается танец хоро. Когда огонь начинает затухать, раскладывают еще горящие угли в круг широким пластом. Все уже готово к нестинарским танцам. Неся высоко над головой иконы, босые нестинары в трансе начинают ходить, приплясывая, по углям, но огонь не обжигает их ступни. В это мгновение они как будто отрываются от окружающего мира и переносятся в мир иной. Часто из их уст можно услышать пророчества и предзнаменования, каким будет урожай или кому что случится. Нередко они устанавливают и связь с умершими.
Нестинарство (по этимологии с греческого „естия” — очаг), как ритуал, скорее всего, берет начало с древних мистерий, распространенных когда-то в этих местах. Цель нестинарского обряда — выпросить у высших сил богатый урожай, здоровья и благоденствия жителям деревни. Культ огня, связанный позже и с христианскими традициями, глубоко вошел в местную обрядность. Нестинаром становится отнюдь не каждый. Обычно нестинарство, как умение, передается от матери к дочери и от отца к сыну, но это происходит лишь в том случае, если человек может ощутить в себе, что во время танца он исполняется духом святого.