В марте 2003 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 57/277, провозгласившую 23 июня Днем государственной службы Организации Объединенных Наций (United Nations Public Service Day). С тех пор он отмечается каждый год.
«Все страны и все люди нуждаются в государственной службе, которая должна быть компетентной, оснащенной и хорошо обеспеченной ресурсами. Государственная служба должна быть многообразной и этической. Ее целью должно быть эффективное служение людям и улучшение жизни самых бедных и наиболее уязвимых членов общества» — из послания 8-го Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна.
ООН призвала государства-члены организовывать в этот день специальные мероприятия, освещающие значение и вклад государственной службы в процесс развития общества, проводить награждение государственных служащих, а также ориентировать жизненные интересы молодежи в направлении принятия решений о карьере государственного служащего.
Для того чтобы достичь целей в области устойчивого развития (ЦУР), «правительствам следует использовать инновационные и интегрированные подходы для продвижения политических реформ, институциональной координации, инклюзивного процесса принятия решений, а также эффективных, ответственных, всеобщих и подотчетных систем предоставления государственных услуг».
Технологии и инновации последнего десятилетия увеличили темп повседневной жизни, открыли доступ к информации и изменили жизнь людей и общества. Параллельно с этим правительства столкнулись с нехваткой ресурсов и ростом общественных требований, вынужденные делать гораздо больше с меньшими ресурсами. В 2020 году пандемия Covid-19 ускорила эти тенденции, внедрив удаленную работу в правительстве, цифровое предоставление услуг, виртуальные сервисные команды и даже новые портфели.
Сегодня каждая страна в мире должна переосмыслить структуру и модель работы своей государственной службы. В следующую эпоху произойдут фундаментальные изменения в том, как нанимают, обучают и удерживают государственных служащих. Будущая государственная служба должна быть более гибкой, использующей новые технологии, управляемой данными и ориентированной на человека. Это основные элементы для формирования готовности к будущему, обеспечения инклюзивной политики и оперативного предоставления услуг, сокращения неравенства и повышения доверия к правительствам.
По традиции, в настоящее время к этой дате оргкомитетом Дня приурочено проведение Форума государственной службы ООН, праздничные и специальные мероприятия, а также церемония вручения Премии ООН за вклад в развитие государственной службы.
С 2003 года награда была присуждена 250 инициативам в 82 странах мира. Среди лауреатов Премии — проекты в области ранней диагностики детей с ограниченными возможностями и развития их навыков, продвижения гендерного равенства, улучшения услуг в сфере фармацевтики и здравоохранения, мониторинга и управления временными поселениями внутренне перемещенных лиц, образования девушек и девочек в сфере репродуктивного здоровья.