Во все века и у разных народов май ассоциировался с возрождением. Это само собой вытекало из ритма крестьянских будней. В этом месяце начинается сев, сопровождаемый надеждами на тучную жатву. Именно тогда закладываются семена будущего урожая, а значит и имущественного достатка семьи. Наконец, в последний месяц весны все вокруг поражает глаз буйством красок, некогда вызывавшим столько сказаний об ежегодном умирании и воскрешении Флоры.
Еще у древних римлян были фестивали «Флориалии», посвященные майскому пробуждению природы. С распространением монотеизма обычаи идолопоклонников отошли в прошлое, более того, приобрели зловещий дьявольский оттенок. Например, бесовская Вальпургиева ночь и Шабаш ведьм на Лысой горе проходят в канун 1 мая. Но представители церкви не смогли вытравить из сердца народа восторг обновления, и первомайские торжества во многих странах существуют и поныне.
В Турции торжества приходятся на ночь с 5 на 6 мая. По преданию, этой ночью пророки Хызир и Илья (от соединения их имен и произошло турецкое название Дня Весны — Hıdırellez — это слово может писаться и произноситься с некоторыми вариациями) договорились вернуть на землю Весну.
Считается, что в ночь с 5 на 6 мая пророк Хызир спускается с небес и ходит по земле, творя добро, исцеляя, помогая людям и исполняя их желания. Горе тому, чьё жилище не убрано, чьи двери закрыты и в чьём сердце гнездятся злые помыслы. Хызир никогда не посетит такой дом, а, следовательно, не принесёт удачу, счастье и процветание. Поэтому народ тщательно готовится к наступлению этого праздника: наводит порядок в домах и дворах, стирает одежду, покупает новые вещи, готовит праздничные кушанья, среди которых главное место занимает жаркое из молодого барашка со свежей зеленью. В этот день принято раздавать милостыню и загадывать желания, которые может исполнить пророк. Окна, двери амбаров, мешки, кошельки в преддверии праздника оставляют широко раскрытыми в надежде, что щедрый Хызир не позволит им опустеть, а принесёт богатство.
Сами торжества организуются на природе, в живописных местах неподалёку от источников, храмов или кладбищ. Широко распространена традиция проводить в этот день жертвоприношения и гадания. Так, например, молодые девушки в канун праздника складывают в сосуд с водой свои кольца, серьги, браслеты, и сосуд этот оставляют на ночь под розовым кустом. А в день праздника под обрядовые песни тянут предметы из него. Каждый куплет песни содержит предсказание, которому суждено сбыться в жизни той, чью вещь вытащили в момент пения.
Еще одно крестьянское гадание. Девушки кладут бумажки со своими самыми заветными мечтами в «сосуд желаний», или «горшок лжи». Сосуд на ночь закрывают в розарии. На следующее утро девушка, выбранная по жребию, достает его, открывает и вынимает одну записочку. Подписавшая ее холостячка в течение года непременно выйдет замуж.
...на улицах накрывают столы со всевозможными кушаньями... (Фото: mehmetcan, по лицензии Shutterstock.com)
Существует интересный обычай: незадолго до торжества готовят йогурт без закваски. Тот дом, в котором йогурт получится — будет обласкан вниманием пророка Хызира, а, значит, благополучие и удача водвориться в нем на целый год.
Трудно представить себе Хидреллез и без народных гуляний: молодые парни прыгают через костры, девушки пишут записки с желаниями и бросают их в реку. Вместе с природой люди радуются приходу весны и наступлению долгожданного тепла, потому и праздник этот, несущий надежду на лучшее, является одним из самых ярких и красочных в Турции.
Последнее время Праздник Весны стали широко отмечать не только в сельских районах, но и в городах. Так, например, в Стамбуле в эти дни проходят всевозможные концерты, до утра не смолкают шум и сутолока импровизированных базаров, на улицах накрывают столы со всевозможными кушаньями. Как правило, это люля-кебаб, мясной рулет, рис, рыба в тесте, пахлава, мороженое, многочисленные пирожные и столь обожаемые в Турции ореховые деликатесы.
В Турции Хидреллез отмечается не только тюрками, но и представителями довольно многочисленной армянской общины.