О деревне Еремеево Троицко-Печорского района знает каждый житель Республики Коми. Один раз в два года, в сентябре здесь проходит Праздник охотника «Вőралысьяслőн гаж». Именно в сентябре у коми начинался промысловый сезон «арся воралом».
В 18-19 веках перед началом промысла артели верхнепечорских и илычских охотников собирались в деревне Еремеево, чтобы согласовать маршруты и договориться о взаимном соблюдении интересов.
Впервые праздник охотника в Троицко-Печорском районе провели в марте 2001 года в селе Покча. Это был сельский праздник «Ни пуха, ни пера». Он был посвящен охотничьим династиям.
Фото: Праздник охотника «Вőралысьяслőн гаж»
В 2003 году День охотника перенесли в Еремеево. Газета «Республика» писала: «Открытие осенней охоты жители коми деревни Еремеево Троицко-Печорского района отметили состязанием промысловиков под названием «Медбур кыйсьысь». Конкурсы проводились в рамках традиционного праздника «Вöралысьяслöн гаж». Примечательно, что сценическое действо провели исключительно на коми языке».
Праздник курирует управление культуры администрации муниципального района «Троицко-Печорский».
Празднование начинают с разведения костра, приготовления мяса в котле и хоровода вокруг огня, ведь огонь очищает пред промыслом. Знаете ли вы, что костры бывают разные? «Нодью» – ночной тлеющий костер для обогрева, «бипур» – обычный костер для приготовления еды.
Фото: Праздник охотника «Вőралысьяслőн гаж»
После этого наступает самая зрелищная часть праздника – состязания охотников. Они соревнуются в разжигании костра, метании копья, стрельбе, изготовлении силков, лодочной переправе. Интересно проходит конкурс родословных, каждый охотник должен рассказать о своей семье, о роде занятий предков.
Традиционно жители деревни и гости исполняют Еремеевский марш – «Ылыдзса марш». Этот хороводный танец появился в деревне в начале 20 века. Тогда собирались всей округой на берегу Илыча и заводили хоровод, который мог длиться часами. В нем разыгрывалось до 60 различных фигур.
Помимо состязаний охотников, в программе праздника: детские соревнования, мастер-класс «Ылыдзса марш», а также мастер-классы «Чешем, прядём, сучим пряжу», «Изготовление коми лодки», «Выделка шкур», игра «ШЕГ», «Изготовление оберега из бересты». Гостей ждут выставка – инсталляция «Вőр керка» (охотничья избушка), интерактивная экскурсия по деревне Еремеево, концерты этнической музыки.
Фото: Праздник охотника «Вőралысьяслőн гаж»
Есть и официальная часть, где в формате круглого стола обсуждают развитие этнической деревни Еремеево.
У этой деревни есть своя интереснейшая легенда.
Давным-давно пять братьев охотников решили отыскать достойное место, где можно было растить детей и ухаживать за родителями. Плыли они по реке Илыч, и старший Еремей выбрал живописное место на высоком берегу реки. Основал там Еремей деревню, а место и, правда, было хорошим – таежный воздух да чистая вода изгоняли недуги, а вокруг было много дичи.
Рождались у Еремея сыновья, а у тех свои сыновья, и все они становились славными охотниками, снабжающими пушниной самого царя-батюшку. Много секретов знали потомки Еремеева рода. До выхода в тайгу мужчины разводили костер, варили в котле мясо и наливали всем угощение. Охотники в паре с подругами совершали у костра ритуальные танцы. Много и заветных слов произносили тайно, верили в приметы.
Фото: Праздник охотника «Вőралысьяслőн гаж»
Так жили больше двухсот лет, а потом появился праздник, прославляющий охоту. И поныне этот праздник отмечают в деревне Еремеево, где живут потомки славных охотников.