Дали и кинематограф: «Раз фильм произвел скандал, никто никогда не поймет моего истинного к нему отношения»

Календарь 1 год назад 241
Preview

Сальвадор Дали – интереснейшая личность, с которой, в первую очередь, ассоциируется течение сюрреализма в живописи. Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель. Его полное имя звучало как Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь.

Его биография наполнена неожиданными и подчас шокирующими фактами. Его полотна «Постоянство памяти», «Сон» известны на весь мир и не теряют актуальности по сей день, а картина «Христос Иоанна Креста» названа самой известной иконой двадцатого века.

Он был невыносимым ребенком в детстве и вырос человеком странным, шокирующим, эпатажным. История его любви с Галой (Еленой Дмитриевной Дьяконовой) известна каждому и легла в основу многих произведений литературы и кинематографа. Он страдал многими фобиями, стал дизайнером упаковки Чупа-Чупса, которая и сейчас узнаваема во всех странах мира.

Но сегодня мы предлагаем поговорить о фильмах, над которыми работал Сальвадор Дали, воспользовавшись возможностью рассмотреть еще одну грань его таланта.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали. Фото: Карл ван Вехтен, 29 ноября 1939 г., общественное достояние

«Андалузский пес»

Первым опытом работы в кинематографе для Дали стало сотрудничество с Луисом Бунюэлем. Они встретились и познакомились в двадцатых годах в Мадридском университете. Луис Бунюэль после знакомства с Дали заинтересовался движением сюрреалистов и целиком погрузился в борьбу против запретов и обыденности.

По воспоминаниям Сальвадора Дали, однажды Бунюэль поделился с ним идеей фильма, который согласилась финансировать его мать, и Дали возмутился «вопиющей посредственностью» сценария и «банальностью и сентиментальностью» финала. Взамен он предложил режиссеру свой сценарий – «очень короткий, но отмеченный печатью гениальности», как писал сам Дали. Но главное в нем было то, что идея фильма шла вразрез со всеми современными представлениями о кино.

В названии фильма есть отсылка к испанской поговорке «Андалузский пёс воет — кто-то умер!», а также к устоявшемуся в Студенческой резиденции обозначению выражением «андалузские псы» южан, подразумевая в них недотеп, растяп, маменькиных сынков.

Сценарий основывается на двух сновидениях авторов фильма: Дали и Бунюэля, а также содержит аллюзии на произведения Федерико Гарсиа Лорки и Хуана Рамона Хименеса.

Дали приехал в Париж и активно участвовал в съемках фильма, помогал с режиссурой, вносил предложения, каждое из которых было принято Бунюэлем. Как рассказывал потом режиссер, единственное правило, которого придерживались они с Сальвадором Дали во время разработки фильма, — это запрет на «любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение».

Премьера фильма состоялась в 1929 году, и Бунюэль пошел на премьеру, на всякий случай набив карманы камнями, чтобы можно было отбиться от разъяренных зрителей. Но эффект получился совершенно иной. Дали сказал об этом так: «за один вечер разрушил десятилетнее псевдоумствование послевоенного авангардизма». Фильм неожиданно (впрочем, для Дали – ожидаемо) стал популярным.

Критика писала: «Причудливые, иррациональные образы этого фильма, явно подсказанные желанием ошеломить зрителя эффектами в стиле дадаистов, как будто возникали из глубоких слоев психики и адресовались той же сфере».

Бунюэель рассказывал, что фильм «Андалузский лев» любил пересматривать Чарли Чаплин, хотя механик, служивший в доме Чаплина, падал в обморок от кадров этого фильма. Чаплин пересказывал некоторые сцены из фильма своей дочке Джеральдине, чтобы попугать ее.

Кстати сказать, исполнители главных ролей через какое-то время покончили жизнь самоубийством: Пьер Батшев умер от передозировки веронала через три года после премьеры фильма, Симона Марейль подожгла себя в 1954 году.

«Золотой век»

Воодушевленный успехом «Андалузского пса», Бунюэель пригласил Дали поработать над своим следующим фильмом «Золотой век». Этот фильм занимает 110-ю позицию в списке величайших кинофильмов всех времён по версии журнала Sight & Sound.

У Бунюэля был покровитель – виконт Шарль де Ноай, который ежегодно выделял деньги на съемки одного фильма в качестве подарка для своей жены. В этот раз спонсор также выделил режиссеру сто тысяч франков, причем режиссер мог снимать фильм, какой пожелает.

Постер к фильму "Золотой век"

Постер к фильму «Золотой век»

Бунюэль пригласил Дали для совместной работы над фильмом и даже указал его в титрах как сценариста, но, по сути, в сценарии была всего пара предложений авторства Сальвадора Дали. Кроме того, в фильме сохранился только один эпизод из предложенных Дали: человек с камнем на голове. В целом же работа не задалась: с самого начала работы над сценарием между Дали и Бунюэлем возникли непримиримые разногласия.

Несмотря на то, что в картине были заняты такие звезды кино того времени, как Гастон Модо, судьба у этой картины сложилась незавидная: пробыв в прокате меньше недели, фильм оказался в центре крупного скандала. Во время показа фильма в парижском кинотеатре Studio 28 представители двух ультраправых группировок, Патриотической и Антиеврейской лиги, устроили в кинотеатре дебош, который сопровождался забрасыванием экрана тухлыми яйцами и распылением слезоточивого газа, даже избиением зрителей. Фильм назвали порнографическим, «упражнением в большевизме».

Пресса осуждала картину, критиковали и спонсора фильма Шарля де Ноайля, его даже исключили из Жокейского клуба. Более того, начались разговоры о том, чтобы отлучить его от церкви, так что его матери даже пришлось ехать на прием лично к Папе Римскому.

Ж. Садуль напишет, что фильм «Золотой век»  — это  попытка «истолкования мира в духе теорий Фрейда, Лотреамона, Маркиза де Сада и Карла Маркса».

Бунюэль же расскажет потом в книге «Мой последний вздох»: «Для меня это был… фильм о безумной любви, неудержимом влечении, назло всем обстоятельствам швыряющем друг к другу мужчину и женщину, которые никогда не смогут быть вместе».

В итоге фильм запретили к показу и конфисковали все его копии. Сальвадор Дали с печалью констатировал позже: «Как только речь заходила о сотрудничестве со мной, людей охватывал священный трепет. «Кто его знает, этого Дали. Лучше ничего не затевать, чтобы не повторилась история с «Золотым веком»».

«Завороженный»

Над психологическим детективом Альфреда Хичкока «Заворожённый» по роману Хилари Сент-Джорджа Сондерса  и Джона Палмера «Дом доктора Эдвардса» Дали работал в начале сороковых. По сюжету, в провинциальную психиатрическую больницу на должность главного врача присылают нового доктора. Этот новый врач ведет себя странно, из чего окружающие делают выводы, что он болен амнезией и просто выдает себя за врача. Вскоре становится известно, что настоящий врач пропал без вести на одном из лыжных курортов. Разобраться в том, что происходит, пытается Констанс Питерсен, которая влюблена в нового врача.

Кадр со съемок фильма "Завороженный"

Кадр со съемок фильма «Завороженный»

В фильме Сальвадор Дали поставил сцену сна, однако, те образы, которые создал Дали, сочли неприятными, поэтому они были вырезаны в процессе монтажа по приказу продюсера фильма Дэвида Селзника.

В фильме снимались Ингрид Бергман, Грегори Пек, Михаил Чехов и многие другие. Сам Хичкок тоже появился в фильме в эпизодической роли: он играет мужчину с сигарой, который выходит из лифта.

Хотя фильм был неоднозначно принят критикой, он все же получил премию «Оскар» в 1946 году за лучшую музыку и был номинирован за лучшего актера второго плана и лучшую операторскую работу, лучшую режиссерскую работу и лучшие спецэффекты. Номинировался он и на звание «Лучший фильм года». После выхода в прокат фильм побил все рекорды кассовых сборов в Лондоне.

«Destino»

Была у Дали и попытка поработать над мультипликационным фильмом: в 1945 году он начал сотрудничать с Уолтом Диснеем. Это был мультфильм «Destino», и художник Диснея Джон Хенч и Сальвадор Дали в течение восьми месяцев работали над раскадровкой. Однако, после Второй мировой войны найти необходимое финансирование было проблематично, поэтому производство было приостановлено.

Кадр из мультфильма "Destino"

Кадр из мультфильма «Destino»

Художник Джон Хенч показал анимационный тестовый клип на 18 секунд Уолту Диснею, пытаясь вновь заинтересовать его данным проектом, но Дисней счел проект «Destino» невыгодным. Работа над ним была отложена на неопределенный срок.

Продюсер проекта «Фантазия 2000», племянник Уолта Диснея, Рой Эдвард Дисней возобновил работу над проектом в 1999 году: в диснеевском филиале в Париже проект был поручен французу Доминику Монфэри, а продюсером назначили Бейкера Бладуорта. К работе привлекли художника Джона Хенча, обратились к дневникам супруги Сальвадора Дали Галы. Замысловатую раскадровку Дали и Хенча расшифровывала группа из пяти аниматоров.

В итоге мультфильм «Destino» все-таки увидел свет: он вышел на экраны в 2003 году и представляет собой сочетание традиционной рисованной анимации и компьютерной графики, причем в мультфильм включен и тот самый, оригинальный тестовый клип из 18 секунд в сцене с двумя черепахами.

Но Сальвадор Дали этой премьеры уже не увидел.

Читать продолжение в источнике: Календарь
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'