Олег Янковский – актер, о котором можно говорить и писать много. Он настолько узнаваем и настолько любим, что большинство из его работ были разобраны на цитаты. Среди ярких фильмов актера — «Щит и меч», «Служили два товарища», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полёты во сне и наяву», «Обыкновенное чудо» и многие другие. Сегодня мы предлагаем вам несколько интересных эпизодов из его творческой жизни, которые ярко демонстрируют, насколько неуклонно и целенаправленно судьба вела его к актерской профессии, направляя и поддерживая, посылая случайности и неожиданные знакомства.
Отца Олега Ивановича Янковского на самом деле звали Яном, Иваном он стал называться позже. Ян Янковский служил до революции гвардейским офицером, штабс-капитаном лейб-гвардии Семёновского полка и даже получил орден Святого Георгия за доблестную службу в Первую мировую войну. Любовь к театру – это у Олега Янковского семейное: отец был почитателем искусства, мама Марина мечтала стать балериной, и для своих детей родители собрали и сохранили огромную библиотеку. Сыновья их любили театр всей душой: старший Ростислав занимался в кружке художественной самодеятельности, окончил в Ленинабаде театральную школу и работал там же в местном театре, а после играл на сцене Минского русского драматического театра им. М. Горького. Средний брат Николай тоже занимался в театральном кружке. Старший брат оказал на привязанность Олега к театру большое влияние: он даже забрал младшего брата к себе в Минск, когда тому было четырнадцать лет, чтобы немного снять с матери материальную нагрузку.
Интересно то, что впервые выйти на театральную сцену Олегу Янковскому помогла случайность: кто-то из актеров заболел, и Олег дебютировал в эпизодической роли мальчика Эдика в спектакле А. Д. Салынского «Барабанщица».
Янковский любил футбол: он был активным болельщиком московского «Спартака», а когда жил в Минске с братом, играл в одной команде с будущим знаменитым советским нападающим и тренером, Заслуженным мастером спорта СССР Эдуардом Малофеевым.
В театральном училище Саратова, куда Янковский поступил тоже волей случая, в последний момент передумав поступать в медицинский институт, учился он не особо блестяще. Его педагог по сценической речи так отзывался о нем: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжёлым, рот открывал неправильно». Но показал себя многообещающим актером в дипломном спектакле «Три сестры» в роли Тузенбаха.
Свою единственную любовь, актрису Людмилу Зорину Олег Иванович встретил на втором курсе училища: она была старше и училась курсом выше. После свадьбы супруги поступили в труппу Саратовского театра, и Людмила сразу же стала там звездой, хотя Олег долгое время довольствовался только эпизодическими ролями.
Интересно и то, что роль в картине «Щит и меч» досталась Янковскому тоже случайно: во время гастролей Саратовского театра драмы во Львове Олег Иванович встретился в ресторане гостиницы с членами съемочной группы картины «Щит и меч», и среди них присутствовал и сам режиссер Владимир Басов. Съемочная группа горячо обсуждала вопрос, где найти подходящего актера на роль Генриха Шварцкопфа. Супруга режиссера Валентина Титова обратила внимание на Янковского, который сидел за соседним столиком, со словами:
«Вот сидит юноша с типичной арийской внешностью».
Басов с ней согласился, но решил, что этот юноша, скорее всего, филолог или физик, слишком уж у него умное лицо. Позже Наталья Терпсихорова, ассистентка режиссера Басова, столкнулась с Янковским на «Мосфильме», выяснила, что он актер, и рассказала об этом режиссеру. Позже, разыскав Олега Ивановича в Саратовском театре, его пригласили на пробы. На пробах Янковскому подыгрывал Станислав Любшин, который потом вспоминал, что Олег Иванович жутко переживал – настолько, что был бледнее белой колонны в зале.
«Всё трагическое состояние было выражено на его благородном лице. И чем дольше Олег держался за колонну, тем становился краше. Я тогда Басову говорю: «Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста». Оператор Паша Лебешев меня поддерживает: «Действительно, он всё интереснее и интереснее делается». И Басов согласился: «Да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем».
Это было первое приглашение Янковского в кино.
Интересный случай был у Янковского и на пробах в фильм «Служили два товарища» режиссера Евгения Карелова: когда он пробовался на роль поручика Брусенцова, режиссер, увидев Олега Ивановича, воскликнул:
«Этого человека мы Врангелю не отдадим».
И в итоге Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова. А роль поручика Брусенцова сыграл Владимир Высоцкий. Во время работы над фильмом Янковский подружился с Роланом Быковым, и Быков дал Олегу Ивановичу совет, который он запомнил на всю жизнь:
«Ты не рвись сразу в Москву, Олег. Москва задыхается, ей не хватает талантливых людей. А ты будешь популярным, как только выйдет этот фильм. Звать будут многие театры — и московские, и ленинградские».
Совет оказался пророческим. Янковский сыграл в фильме бесподобно, хотя у него было мало реплик, все больше приходилось молчать и смотреть. Режиссер просил сценаристов добавить актеру текста, но Валерий Фрид, один из сценаристов, рассказывал, что ему удалось убедить режиссера не делать этого:
«…у Янковского и так всё ясно, без текста, и молчит он так выразительно, так много говорит его молчание…».
Это всего лишь несколько интересных эпизодов из жизни замечательного актера Олега Янковского, но его творческая судьба заслуживает самого пристального внимания. Он ушел слишком рано, когда ему было только 65 лет, но даже за эти годы успел стать не просто замечательным актером, подарившим нам яркие, незабываемые кинороли и театральные работы, а целым явлением советской и российской культуры.