Николай Еременко-младший прожил непростительно короткую жизнь. Он умер, когда ему было всего 52 года, в самом расцвете своей потрясающей красоты и таланта, сделавших Николая Николаевича одним из самых запоминающихся актеров Советского Союза. Как яркая прекрасная комета он взлетел на небосклон отечественного кино, поразив нас своим сиянием, и мгновенно погас, оставив в памяти лишь воспоминания и свои талантливые работы.
Безусловно, большинству из нас сразу же приходит в памяти фильм «Пираты XX века» 1979 года, который снял режиссер Борис Дуров. Этот фильм вошел в историю отечественного кино как «первый советский боевик» и стал самым кассовым по посещаемости фильмом за всю историю советского кинопроката.
Однако, у Николая Еременко есть много других, не менее ярких киноработ, в которых ему удалось создать интересные и запоминающиеся образы. Предлагаем в день рождения Николая Еременко-младшего, секс-символа советского кино, мужчины, которого боготворили миллионы женщины России и СССР, вспомнить наиболее яркие кинороли актера.
«У озера»
В возрасте двадцати лет Николай Еременко-младший снялся в фильме режиссера Сергея Герасимова. Это был черно-белый фильм, продолжающий дилогию, начатую в 1967 году фильмом «Журналист».
Сюжет фильма вращается вокруг темы сохранения озера Байкал и защиты его от промышленного загрязнения, угроза которого возникла после того, как на берегу уникального пресноводного озера решено было построить целлюлозно-бумажный комбинат.
Николай Еременко сыграл в фильме небольшую роль студента-практиканта Алексея, эту роль предложил ему сам Сергей Герасимов, у которого Николай был любимым учеником в мастерской ВГИКа. Это был дебют Николая в кино, но уже тогда актер запомнился своей яркой внешностью и талантливой работой. Его Алексей, влюбленный в героиню Натальи Белохвостиковой, стал очень запоминающимся образом.
«Горячий снег»
В 1972 году Николаю Еременко-младшему предложили роль лейтенанта Владимира Дроздовского, командира батареи. Этот фильм по книге Юрия Бондарева снял режиссер Гавриил Егиазаров.
Сюжет фильма повествует о подробностях Котельниковской оборонительной операции, одном из трагических эпизодов сражения за Сталинград.
Коллегами по кадру в этом фильме для Николая Еременко-младшего стали такие признанные мастера экрана как Георгий Жженов, Анатолий Кузнецов, Вадим Спиридонов, Юрий Назаров и многие другие.
«Красное и черное»
Одна из самых запоминающихся работ Николая Еременко-младшего – роль Жюльена Сореля в герасимовской экранизации романа Стендаля 1976 года. Николай Николаевич сыграл молодого человека, которого взяли гувернером в дом де Реналя, мэра провинциального города и который вступил в любовную связь с супругой мэра. Будучи сыном плотника, герой Николая Еременко-младшего демонстрирует прекрасное образование, пользуется большой популярностью в обществе и становится центром любовного треугольника.
Кстати, одну из ролей в этом фильме также сыграла Наталья Белохвостикова, и их с Николаем именно эта киноработа сделала по-настоящему знаменитыми. Надо отметить, что именно спектакль «Красное и черное» был дипломной работой как для Николая, так и для Натальи, и их игра настолько впечатлила Герасимова, что он принял решение экранизировать произведение, пригласив в фильм тех же самых актеров.
Сам Николай Еременко вспоминал, что предложение роли Жюльена Сореля в спектакле его поначалу обескуражило: «Что за мужик такой? Ни одна женщина столько не плачет, сколько он!».
Но он согласился, и это было судьбоносным решением в его жизни: став первой по-настоящему большой ролью, Жюльен Сорель принес Николаю не просто славу – его стали называть «главным романтическим героем советского кино». К нему пришла слава со всем, что она предполагает: его подкарауливали в подъезде поклонницы, любовные письма приходили пачками, были даже угрозы покончить с собой, если актер не ответит взаимностью на чувства влюбленных фанаток.
«31 июня»
Конечно же, говоря о Николае Еременко-младшем, нельзя не упомянуть о фильме-мюзикле режиссера Леонида Квинихидзе «31 июня» по повести Джона Бойнтона Пристли. В этом фильме 1978 года Еременко-младший сыграл художника Сэма Пенти, который в поисках образа девушки для рекламы чулок однажды видит в зеркале Мелисенту и понимает, что эта девушка – та самая.
Но Сэм живет в 21 веке, а Мелисента – в 12-м, она дочь правителя королевства Перадор Мелиота, и отец как раз подыскивает для нее жениха. Парень и девушка встречаются с помощью злого волшебника Мальгрима на Звездном мосту и влюбляются друг в друга.
Николай Еременко максимально соответствовал представлению режиссера о том, каким должен быть романтический герой в фильме. Но актера пришлось уговаривать достаточно долго, поскольку он считал, что эту роль предлагают ему исключительно из-за красивой внешности. Также Николая Еременко останавливало то, что в фильме предполагалась грандиозная балетная постановка, а сам актер ни петь, ни танцевать особо не умел и не хотел. Согласился он на роль только после того, как ему пообещали, что петь сам он не будет, и танцевать тоже.
Несмотря на довольно грустную судьбу картины, которая после премьеры в 1978 году пролежала на полке почти семь лет (Александр Годунов, танцовщик Большого театра, который в фильме исполнял одну из центральных ролей, как раз в то время попросил политического убежища в США), после фильм стал очень популярным, а песни из него – буквально хитами, не устаревающими до сих пор. И, конечно же, слава Николая Еременко-младшего, как секс-символа советского кино, только упрочилась.
«Царская охота»
Одна из самых потрясающих ролей Еременко: он сыграл графа Алексея Орлова, сторонника Екатерины II и одного из организаторов дворцового переворота, приведшего будущую императрицу к власти. У Николая Еременко блестяще получилось воплотить на экране образ сильного и противоречивого человека, способного на серьезные решения и тяжелые жертвы. Его любовная линия с княжной Таракановой, которая претендовала на трон и была влюблена в графа Орлова, потрясает, ведь именно Орлову выпало судьбой поймать Тараканову и принести в жертву.
Сам актер любил эту роль, очень понимал и сочувствовал своему герою, но критика не оценила картину – режиссеру Виталию Мельникову указывали на искажение исторической правды и художественные просчеты. Однако, даже Светлана Крючкова, которая получила несколько премий за лучшую женскую роль второго плана, говорила, что роль графа Орлова в исполнении Николая Еременка недооценена.
Николай Еременко-младший был, безусловно, явлением в советской кинематографической культуре. Мы привели всего лишь несколько его киноработ, но его творческое портфолио заслуживает самого пристального внимания.