Страсть к переименованию улиц и городов – не новое веяние, еще Петр Первый щедро раздавал новые названия городам и весям, считая, видимо, что таким способом можно изменить привычный уклад жизни, как-то его осовременить.
Оказывается, даже Москву однажды предложено было переименовать в город Ильич в честь Владимира Ильича Ленина: с такой инициативой в 1927 году на торжественном собрании выступили милиционеры Тамбова.
И Севастополь тоже, несмотря на его красивое и древнее название, однажды был переименован в Ахтияр. Кто это сделал и зачем? Давайте разбираться.
Севастополь, основанный на территории, которая была отвоевана у Османской империи, был назван так указом Екатерины II 10 февраля 1784 г. Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору князю Потемкину. В нем говорилось, что следует основать в этих местах «Крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для перваго ранга кораблей, порт и военное селение…».
Русские моряки исследовали это места еще в 1771 году, когда к берегам Крыма пришвартовался корабль «Модон» под командованием лейтенанта Федора Ушакова. На этом корабле была и команда картографов, руководил которой штурман Иван Батурин. Карта, которую составил Батурин, первая из топографических карт севастопольских бухт, и сейчас хранится в питерском Центральном военно-морском музее. Тогда моряки выяснили, что место это очень удобное как для жизни, так и для того, чтобы организовать там корабельную стоянку – это понимали еще древние греки, которые основали там свой город Херсонес. Естественно, что на такое удачное место обратила внимание императрица: она написала Потемкину в 1782 году, что гавань, которая тогда называлась Ахтиарской, необходимо захватить. С тех пор русские корабли из гавани практически не уходили.
Нравилась бухта и Александру Суворову, который тогда командовал русскими войсками на Кубани и в Крыму. Он говорил: «подобной гавани не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море не найдется». Название Ахтиар или Ахтияр шла от названия деревни, которая в тот момент располагалась в бухте — Ак-Яр («белый овраг»).
А вот название «Севастополь», как считают, придумал именно Потемкин. Во всяком случае, об этом свидетельствуют данные из «Исторического путеводителя по Севастополю» от 1907 года, который был составлен военным историком генералом Андреем Зайончковским. В переводе это название означает «город Божественного» или «город августейшего» — во времена, когда правил император Август Божественный, существовало несколько городов Себастополисов. К примеру, один из них располагался на месте нынешнего Сухума в Абхазии.
Всем известно о непростых отношениях Екатерины Второй с собственным сыном Павлом. Отношения эти были, мягко говоря, прохладные. Павел не простил матери ни того, как она поступила с его отцом Петром III, ни того, что мало уделяла внимания ему самому, предпочитая концентрироваться на делах государственных и собственной личной жизни.
Одной из возможностей отомстить матери после ее смерти Павел I видел в изменениях карты России, поэтому, получив престол, он обратил внимание на те города, которые были основаны при Екатерине Великой.
Естественно, что Павел I не оставил без особо пристального внимания именно город Севастополь как яркий и значительный символ славы своей матери. Он повелел назвать город снова Ахтиаром, Ахтияром.
Историки до сих пор спорят на счет того, был ли переименован Ахтиар обратно в Севастополь в 1801 году, когда на престол уже взошел любимый внук Екатерины Александр I, или документально так и остается Ахтиаром. Информация об этом есть в «Большом энциклопедическом словаре» 1991 года, но указа о переименовании Севастополя в Ахтиар нет в «Полном собрании законов Российской империи», а там собраны все документы с 1649 по 1913 гг.
С другой стороны, есть указ Николая I «О неименовании городов Севастополь Ахтияром и Евпатории Козловым», то есть об отмене переименования. И есть также «Собрание законов» времен как Павла I, так и Александра I, и в них можно встретить оба названия.
История, честно сказать, довольно запутанная. Исследователи больше склоняются к варианту, что оба названия города использовались довольно активно, и это было не очень удобно для официальных документов. Как известно, Николай I во всем любил порядок, поэтому своим указом запретил называть Севастополь какими-либо иными именами. Этот указ, кстати, касался и других городов, переименованных Павлом I назло покойной матери – к примеру, Екатеринославль, который мстительный сын велел именовать Новороссийском (ныне это Днепр), и Феодосию, которую Павел назвал Кафой. А еще тогда Симферополю вернули название деревни, из которой вырос впоследствии этот город — Ак-Мечеть.
Страшно даже представить, сколько документов приходилось переделывать чиновникам императорской России того времени в ходе всех этих переименований, но то, что жителям Севастополя жилось явно нескучно – бесспорно.