Про него говорят преимущественно в превосходных эпитетах, с восторгом и изумлением, называя то вторым Паганини, то Хендриксом, только не со скрипкой и гитарой — а с балалайкой. Но он не второй — он первый в своем деле. Алексей Архиповский не просто дал балалайке новое звучание, он открыл возможности инструмента, не ограниченные рамками стилей и жанров.
И кому же представлять День балалайки, как не лучшему в мире балалаечнику по версии Книги рекордов Гиннесса? Правда, сам музыкант относится к этому званию довольно иронично, и считает, что это странное определение. Но с тем, что он достиг невероятного музыкального мастерства во владении балалайкой, не поспоришь.
Иногда говорят, что это не просто совершенство, а за пределами понимания. Балалайка в руках Архиповского перестала быть узко этнической и народной, и оказывает не меньшее художественное воздействие, чем фортепиано, гитара или даже симфонический оркестр. Его иногда так и называют — «оркестр их трёх струн».
Он идёт по жизни с балалайкой: детская музыкальная школа, училище Гнесиных, Смоленский русский народный оркестр, ансамбль «Россия» Людмилы Зыкиной, а когда народные рамки стали тесны — сольные концерты. Жанр соло, в котором сейчас работает Алексей Архиповский — странный и непростой, это очень необычно для балалайки. Когда он решился уйти из ансамбля Зыкиной, многие говорили, что сольные концерты для балалайки — это невозможно, и семью этим не прокормить. Семья решение поддержала. И у него получилось. Балалайка в его руках — живая.
Музыкант говорит:
Я играю авторскую музыку – она родилась на моей балалайке. Балалайка так играет сама. Я не отделяю себя от инструмента, мы одно целое и всё творим вместе. Каждый раз я открываю её заново.
И помогает заново открыть ее слушателям.
Из отзывов слушателей:
«Это не просто дорога домой, это дорога души, которая осознала себя, отбросила все навязанное и возвращается к себе самой, к Богу. Это действительно музыка оттуда, божественная музыка. Алексей — Гений, который смог донести это до нас. Огромное спасибо»
«Разве так можно? Я умер и заново родился, но перед рождением облетел всю Вселенную»
«Оказывается, наша балалайка — космический инструмент! Я шокирован!»
«В руках Алексея Архиповского балалайка звучит то как арфа, то как клавесин, то как банджо, то как, в конце концов, все струнные инструменты всех времен и народов»
Это единое божественное существо — человек и инструмент — преображающее пространство и возможности слушателей.
Никаких фанфар и ярких представлений! А душа летала...
Это музыка души — для души, она переворачивает как-то внутри все, делает каким-то другим...добрее что-ли.
А еще Алексей Архиповский хороший собеседник, глубокий и умный, искренний и по-настоящему увлеченный своим делом. Его интервью интересно читать и слушать — открывается не только личность музыканта, но и новые грани Музыки.
«На мой взгляд, и музыкант должен быть прозрачен. Для меня идеальна ситуация, когда зрители во время концерта забывают, кто играет, на чем он играет, и попадают в миры, наполненные смыслами и чувствами».
Попасть на его концерте в такие миры — дорогого стоит. Только надо помнить, идя на концерт: это не шоу — это Музыка.
Самая популярная композиция Алексея Архиповского — «Золушка». Ее нежные, волшебные, хрустальные звуки никого не оставляют равнодушным. Многие говорят, что у эта композиция имеет лечебный эффект: успокаивает, умиротворяет, очищает и дарит надежду. Её можно слушать бесконечно:
Из отзывов на сайте:
«Я не знаю, как Вы это делаете, но это божественно! Я впервые вчера по телевизору услышала вашу композицию Золушка… я просто плакала, настолько меня потрясло Ваше исполнение, сколько в нем души и любви...»
Балалайка Алексея Архиповского — бесконечный источник тайн, скрытых граней и волшебства, которые музыкант постоянно разгадывает и делится со зрителями и слушателями, вне шаблонов, рамок и ограничений.