Канцлер прощается, Германия подпевает «R-E-S-P-E-C-T»

Источник: MK.RU (Новостной портал) | Дата: 13 часов назад

В среду, 30 апреля, незадолго до десяти утра, в берлинской канцелярии царила будничная атмосфера — никакого пафоса, только рукопожатия и сдержанные улыбки. Ни цветов, ни слез. Олаф Шольц провел свое последнее заседание кабинета министров с оставшимися коллегами из СДПГ и «Зеленых» — коалиция уже распалась, в повестке дня всего 3 пункта. Канцлер поблагодарил сотрудников за работу в непростые времена, пожелал всем здоровья и закрыл 131–е заседание, которое длилось всего двадцать минут.

Эта ганзейская сдержанность как нельзя лучше соответствует характеру человека, который всегда предпочитал цифры громким словам. Если Ангела Меркель прощалась в 2021 году с розами и мудрыми цитатами, то Шольц сознательно избегает любой сентиментальности. Ни памятных подарков, ни эффектных фото на память. Хотя правительство уже выполняет лишь технические функции, оно успевает утвердить повышение пенсий на 3,74% — своеобразный бухгалтерский итог трехлетнего правления «светофорной» коалиции. Роберта Хабека нет на заседании — министр заболел гриппом. Так завершается история коалиции, начинавшейся с обещаний прогресса и заканчивающейся как правительство меньшинства.

От кабинетной лампы к морю огней

Всего через 4 дня картина радикально изменится. Внутренний двор оборонного ведомства осветится десятками факелов, зазвучат барабаны, военный оркестр выстроится полукругом. Президент Штайнмайер отдает честь, Борис Писториус поправляет мундир, на трибунах — высокопоставленные гости. Хотя официально мероприятие называется «Большой военный парад», Шольц придает ему глубоко личный характер.

Музыкальная мозаика

Вместо стандартных маршей сначала звучит «In My Life» The Beatles — лирическая баллада Джона Леннона. Ее воспринимают как медитацию над скоротечностью времени и ценностью памяти: у героя многое меняется, но воспоминания и любовь — те «неподвижные звезды», вокруг которых продолжает вращаться его жизнь. Для канцлера, прошедшего путь от скромного дома в Альтоне до высшего поста в стране, это трогательное начало прощального вечера.

Затем наступает черед барочного великолепия — трубы исполняют фрагмент из Второго Бранденбургского концерта Баха. Таким образом, Шольц проводит незримую параллель с Потсдамом, своим избирательным округом, и эпохой Фридриха Великого, чье имя в будущем правительстве Мерца, вероятно, будет часто упоминаться как символ. Барокко как искусство баланса — идеальная музыкальная метафора для канцлера, который всегда видел себя в роли осторожного лоцмана во время коалиционных переговоров.

Финальный аккорд вечера — мощный «Respect» Ареты Франклин. В 1967 году эта песня стала феминистским гимном, в 2021 — саундтреком предвыборной кампании Шольца, а отныне превращается в его последнее политическое послание: призыв к уважению как основе общественного диалога и напоминание преемнику о необходимости избегать углубления ...