Пока одни наслаждаются цветущими палисадниками под своими окнами, другие с недовольством обходят стороной «чернильные» кляксы от плодов на асфальте, которые то и дело падают с разросшихся ветвей и разбиваются.
По деревьям уже не лазают
Крик души: плодовым деревьям место в садах и на дачах, но не на улицах города! Эти деревья — самосев, или их «посадили» птички, разнеся косточки, и вот спустя 20 лет все в грязи: никто не собирает абрикосы, алычу и вишню,
— возмущаются некоторые жители в соцсетях.Дабы унять негодования, скажем сразу: сегодня в рамках компенсационного озеленения фруктовые деревья в городской черте уже не высаживают. Это не целесообразно, да и чистоты улицам не прибавит. Но неужели плодовые деревья, высаженные однажды заботливыми жильцами для придания нашему южному региону неповторимого колорита, действительно стали проблемой?
А вспомните, как прекрасны улочки краевого центра в период цветения этих насаждений! Взять хотя бы сливу Писсарди, высаженную вдоль трамвайных путей на ул. Ставропольской. На юге это дерево называют краснолистной алычей. Его пурпурные и бледно-розовые цветы каждый год вызывают у нас восторг. Кстати, крупные съедобные плоды могут появиться на сливе примерно к августу.
Еще плодовые деревья -это теплое воспоминание из детства. Помню, как ребятня со двора любила полазать по ним, чтобы набить щеки сладкими ягодами и фруктами. Сейчас девчонок и мальчишек можно встретить уже, пожалуй, только сидящими на лавочках с гаджетами в руках, но никак не на деревьях. Время внесло коррективы в детский досуг.
Честно говоря, я никогда не была любительницей полакомиться шелковицей или вишней, растущей возле дома. Не секрет, что на плодах скапливается пыль. А что уж говорить о деревьях, которые растут вдоль дороги, где каждую секунду мчатся автомобили, чьи выхлопные газы оседают на плодах. Помидор с маминого огорода и то тщательно вымою, прежде чем откусить.
Выход: обрезка или спил?
Но сейчас не об этом. В первую очередь, краснодарцев беспокоит то, что упавшие ягоды грозят не только испортить образ, но и испачкать припаркованные машины, окрасить тротуары и пешеходные дорожки. Часто наблюдаю, как земля возле частного дома усеяна спелыми кубанскими жердёлами. Посадили и пустили на самотек, что называется.
А иногда «бонусом» ко всему этому идет закрытый обзор из окон жильцов многоквартирных домов.
От этой шелковицы уже света в квартире не видно (3-й этаж!). Да и некоторые деревья растут менее чем в пяти метрах от фундамента дома, что является нарушением,
— жалуются краснодарцы.Беспокойство оправдано. Плодовые деревья: яблоня, груша, черешня должны расти на расстоянии минимум 10 м от дома, а слива и вишня — от 10 до 11 метров. Во-первых, саженцам нужно много места для нормального роста. Во-вторых, при высадке вплотную к дому они могут отклоняться и расти под углом в сторону, следуя за источником света. Ну и раскидистые ветви, постоянно трущиеся о стены и кровлю, могут повредить строительное покрытие.
«Пострадавшие» от наплыва ягод видят лишь один выход из ситуации: санитарную обрезку ветвей или же спил плодовых деревьев.
Не признак аварийности
На ком же все-таки лежит ответственность за чистые тротуары, обувь и капоты автомобилей? Иными словами, кто и с какой периодичностью должен выполнять санитарную обрезку плодовых деревьев, а при необходимости и спил?
Прежде всего ответ на этот вопрос зависит от того, в чьем ведении находится та или иная территория. Если участок отмежеван к МКД, то в дело включается УК, ТСЖ или РЭП — организация любой формы правления. Муниципальная земля, в соответствии с правилами благоустройства, делится на две группы: магистральные объездные маршруты, коих в Краснодаре 34, и остальные территории. За первые отвечает департамент городского хозяйства и ТЭК, за вторые — администрации внутригородских округов.
При этом надо понимать: тот факт, что дерево плодоносит, не делает его аварийным. А значит, и спилу оно не подлежит. Да, если поступит обращение от жителей, специалисты выедут на место, обследуют насаждение и дадут оценку его состоянию. Но опять-таки, здоровое дерево мы устранить не можем. А вот если оно находится от дома на расстоянии, которое не соответствует нормативным требованиям, тогда, конечно, проведем санитарную обрезку, формовку, спил и другие необходимые работы,
— поясняет заместитель директора МКУ «Центр озеленения и экологии» Евгений Скрипник.Что касается уборки территории, которую запачкали разбившиеся об асфальт плоды, то это задача — на плечах дворников, ничего не поделаешь.
Шелковица VS белые кеды
Бывает, наводишь марафет, вооружаешься солнцезащитными очками, шнуруешь легкие белые кеды — и вперед, навстречу летним приключениям. Знакомо, не правда ли? А особенно в городе-миллионнике: гуляй — не хочу. Но кроме исторического центра и новых жилых комплексов, у нас полно дворов с советскими пятиэтажками, богатыми на плодовые деревья. Там-то и высок шанс измазать новую обувь в темно-фиолетовом месиве от шелковицы или желтизне от абрикоса.
Сколько потом ни оттирай — не поможет. Интернет кишит советами, мол, залейте свежие пятна кипятком, замочите в растворе из лимонной кислоты или хозяйственного мыла… Лично мне всегда приходится прощаться с вещью после таких прогулок.
Да, цветение вишни и абрикоса теплым апрельским вечером прекрасно. Но, признаться, меня больше волнуют плоды этого цветения. В прямом смысле.