


Нельзя сказать, что мир в этом так уж сильно нуждался, но в кинотеатрах вышел новый «Голый пистолет». Ремейк того самого полицейского-пародийного-абсурдистского-комедийного безумия из 1980-х с Лесли Нильсеном. А тут у нас его достойный последователь — Лиам Нисон. Почти тёзка.
Итак, в тот момент, когда жанр абсурдных спуф-комедий уже считался канувшим на свалку истории, внезапно явился новый представитель. Это повод вспомнить кладезь таких фильмов. В подборке — классические ленты, где юмор строится на безумных гэгах, визуальной абсурдности и предельном преумножении нелепости. До «Вампирского засоса не дойдём», тут только заслуженные представители с небольшим добавлением редакторской вкусовщины.
Аэроплан! (1980)

Классика абсурда, с которой в Голливуде началась эпоха фильмов-пародий. Лётчик, который боится летать, вынужден посадить пассажирский лайнер, когда экипаж внезапно выводит из строя таинственная «рыбная болезнь». Каждая сцена — это калейдоскоп шуток, каламбуров, пародий на боевики и мелодрамы, а персонажи отыгрывают то просто серьёзными, то по-настоящему драматичными лицами абсолютную нелепицу. Несмотря на возраст, многие гэги до сих пор работают, а само кино стало эталоном жанра.
Голый пистолет (1988)

Фильм, который сделал Лесли Нильсена легендой комедии. Лейтенант Фрэнк Дребин — ходячая катастрофа, чьи попытки раскрыть заговор против королевы Англии каждый раз приводят к нелепым разрушениям. Здесь бесконечная вереница падений, взрывов, переодеваний и случайных выстрелов, но главное — непоколебимое серьёзное лицо героя на фоне полного безумия. Картина породила целую волну подражателей и до сих пор считается вершиной жанра.
Горячие головы (1991)

Сатирическая пародия на «Лучшего стрелка» и военные боевики 80-х. Чарли Шин играет пилота с тяжёлым прошлым, которому предстоит выполнить опасную миссию. По пути фильм превращает серьёзные жанровые штампы в фейерверк нелепостей: от собак-пилотов до боеприпасов в виде куриных яиц. Удачный баланс между гэгами и историей сделал его хитом, а некоторые шутки стали культовыми.
Совершенно секретно! (1984)

Второй полнометражный фильм Джима Абрахамса и братьев Цукеров — тех самых, что сделали «Аэроплан!». Здесь они берутся за шпионский жанр, высмеивая сразу и холодную войну, и мюзиклы Элвиса Пресли. Молодой рок-идол Ник Риверс (ещё совсем юный Вэл Килмер) отправляется с концертами в Восточную Германию, но вместо оваций получает клубок интриг, подпольщиков, агентов и абсурдных ситуаций. Это тот случай, когда гэги летят с такой скоростью, что шутки иногда догоняют друг друга, а откровенный идиотизм происходящего даже как-то уместен.
Заряженное оружие 1 (1993)

Откровенная пародия на «Смертельное оружие» и вообще все полицейские боевики 80-х и 90-х. Эмилио Эстевес и Сэмюэл Л. Джексон (ещё до славы с «Криминальным чтивом») играют напарников, расследующих дело о печеньках, за которыми тянется цепь убийств, перестрелок и гэгов. Кино из той породы, где каждая перестрелка превращается в цирк, а персонажи с полной серьёзностью произносят реплики, от которых невозможно не хихикнуть. Атмосфера намеренно категории Б, но в этом и шарм — как будто смотришь VHS, который кто-то записал с ночного ТВ.
Вторая часть, разумеется, так и не вышла
Без вины виноватый (1998)

Всемирно известный скрипач Райан Харрисон после концерта оказывается втянут в запутанный заговор — в доме миллионера Гудхью происходит убийство, и все улики указывают на него. Хотя настоящий преступник — одноглазый, однорукий и одноногий злодей — Харрисон оказывается за решёткой. После нелепой аварии тюремного автобуса он сбегает и начинает охоту за правдой. Вместе с загадочной Кэсс, которая то помогает, то внушает подозрения, он распутывает клубок предательств, международных интриг и подготовки покушения на генсека ООН. Погоня с неутомимым лейтенантом Фергусом Фоллзом, взрывы, романтика и неожиданные повороты приводят к финальному спасению и справедливому оправданию.
Тут можно спойлерить, дело в таких фильмах явно не в сюжете. Кто в главной роли, вы видите.
Очень страшное кино 3 (2003)

Мы обещали немного редакторской субъективности — вот она. Третья часть «Очень страшного кино» — лучшее «Очень страшное кино». И одновременно последняя удачная комедия пародийно-абсурдистского жанра. Дальше снимали только кринж.
Эта часть переключается на хоррор-хиты начала нулевых — «Звонок» и «Знаки», а заодно умудряется пошутить над «8 милей» и «Матрицей». Сюжет крутится вокруг репортёрши (Анна Фэрис), которая пытается разгадать тайну проклятой видеокассеты и предотвратить вторжение инопланетян. Здесь уже меньше откровенной пошлости, чем в первых двух частях, но гэги бьют прямо в цель. Особенно ценят этот фильм те, кто помнит, каким культурным взрывом был в своё время «Звонок».
Убрать перископ (1996)

Пародия на морские боевики и фильмы о подводных лодках. Бывший моряк Том Додж получает задание доказать, что может командовать субмариной, но экипаж ему достаётся, мягко говоря, странный. Вместо героических манёвров — абсурдные тренировки, нелепые стычки и постоянная борьба с собственной техникой. Это фильм из разряда лёгких «военных» (вот прям реально в кавычках) комедий, где всё подано через фарс, а небо над океаном сияет нарисованными облаками.
Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба (1997)

Майк Майерс (он же сценарист) отправляется в безумный мир пародии на шпионские фильмы 60-х. Остин Пауэрс — британский супершпион в цветастых костюмах, замороженный в 1967 году и размороженный в 90-х, чтобы сразиться с заклятым врагом Доктором Зло. Это кино — концентрат абсурдного британского юмора, намёков на Джеймса Бонда и нарочито нелепой сексуальной раскрепощённости эпохи свинга. Даже если шутка (коей можно назвать весь фильм) не смешная, она настолько нелепая, что всё равно работает.
В поисках галактики (1999)

Тёплый и остроумный стёб над «Звёздным путём» и фанатской культурой. Актёры старого фантастического сериала, уже давно списанные в утиль, внезапно оказываются втянуты в реальную космическую войну, потому что пришельцы приняли их шоу за документалку. Тим Аллен, Сигурни Уивер и Алан Рикман играют так, будто любят своих героев, но при этом не боятся подколоть штампы жанра. Это редкий пример пародии, которая не только смешная, но и трогательная.
Бонус: Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар (2001)

Кевин Смит отправляет своих культовых персонажей в дорожное приключение, полное киношных отсылок, абсурда и самоиронии. Джей и Боб узнают, что в Голливуде снимают фильм по комиксу, который основан на их жизни, и решают сорвать производство. На пути — фанаты, звёзды, погони, а также бесконечные шутки про киноиндустрию. Это уже не «чистая» пародия, а авторский стёб, но в подборку встаёт идеально — за счёт своего мета-юмора и бесконечных шутеек.
А каким шедевральным получился русский дубляж.
Голый пистолет (2025)

Ну и вот, виновник торжества. Спустя 31 год франшиза вернулась — и это, пожалуй, самый неожиданный камбэк года. Новый фильм не перезапуск, а продолжение: сын легендарного лейтенанта Фрэнка Дребина (великолепный Лиам Нисон) вынужден заняться расследованием, которое по абсурдности не уступает делам отца. Здесь и заговор против президента, и перепутанные чемоданы, и бои, которые заканчиваются в самых нелепых локациях.
Критики отмечают, что юмор сохранил дух оригинала, а зрители уже разбирают на цитаты пару сцен, где Нисон с каменным лицом проходит сквозь полный хаос. Прямо как папа.
Продолжаем тему в нашем посте про драматических актёров, которые внезапно перевоплотились в комедийных. И у них неплохо получилось. Лиаму Нисону было у кого учиться.