
Универсалы вызывали огромный интерес как у обычных людей, так и у чиновников, но многие модели выпускались очень ограниченным количеством и оставались лишь мечтой для большинства советских граждан. Портал njcar.ru составил ТОП-7 самых редких универсалов времен СССР, которые почти никто не видел.
Одним из первых стал Москвич-400-421 – перспективный универсал, разработанный на заводе МЗМА. Параллельно на этой базе создавали пикап и кабриолет, но из-за отсутствия опыта и ресурсов заводчане не успевали выполнить поставленные задачи – проект продвигался медленно. Чтобы упростить изготовление, машину стали собирать по частям на нескольких заводах. Это сократило трудозатраты, но привело к другой проблеме – слабой координации между бригадами, из-за чего финальная сборка занимала больше времени. В итоге серийный выпуск пикапа так и не начали, ограничившись единственным прототипом. Дальнейшую судьбу универсала должна была определить назначенная комиссия. Несмотря на простой кузов и задний привод, машина заинтересовала военных благодаря уникальному самоблокирующемуся дифференциалу. Это решение позволяло автомобилю с лёгкостью преодолевать бездорожье как настоящему внедорожнику.
В 1972 году после доработок начался выпуск универсала ГАЗ-24-02 на базе седана ГАЗ-24. Автомобиль сохранил четырёхступенчатую механику базовой модели. С полной загрузкой в 2 тонны он разгонялся до 100 км/ч за 21 секунду, максимальная скорость составляла около 140 км/ч. Характерной особенностью модели стал дефлектор на крыше для вентиляции и защиты стекла. Основными получателями новинки стали таксопарки и госучреждения, часть машин шла на экспорт. Для обычных граждан модель оставалась недоступной.
ГАЗ-13С на базе Чайки выпускали с 1973 по 1982 год. Всего было собрано около 25 экземпляров.
В 1974 году появился шестиместный медицинский универсал ЗИЛ-117Е для высших чиновников. Отдельные экземпляры входили в кортеж Брежнева и обслуживали кремлёвский гараж.
В 1970 году вышел С-3Д – небольшой автомобиль, предназначенный для инвалидов войны. Простой, шумный, маломощный, но для многих – единственная возможность передвигаться. Ранее на Серпуховском заводе собирали трёхколёсные мотоколяски. С выходом С-3Д с цельнометаллическим кузовом комфорт стал чуть лучше. Позже появилась более удобная версия – универсал: просторнее салон, багажник, но те же две двери. Машина весила около 500 кг, развивала до 55 км/ч и оснащалась 14-сильным мотором ИЖ-П2. Её легко было узнать по характерному мотоциклетному гулу.
В 1980 году на основе представительской “Чайки” был создан редкий универсал – ГАЗ-РАФ-3902. Разработкой занимались КБ из Горького и Прибалтики, где собирали модели РАФ. Автомобиль оснастили медицинским оборудованием – он служил передвижной клиникой для высокопоставленных чиновников. Серийного производства не было: изготовили около десяти машин, которые остались вне поля зрения обычных граждан.
В 1975 году появился ЗИЛ-41042 – медицинский универсал для экстренных нужд партийного руководства. С виду – обычный чёрный автомобиль с плотно закрытыми шторами. Внутри – оборудование для оказания помощи в дороге. Машины входили в кремлёвский автопарк и использовались в особых случаях. Всего собрали менее 20 экземпляров. Позднее пытались создать улучшенные версии, но они не стали столь же знаковыми.