

Clair Obscur: Expedition 33 прямо сейчас — самая высокооценённая игроками и критиками игра 2025 года. Люди плачут, восхищаются, делают мемы и противопоставляют её современным трендам игровой индустрии. Выходцы из Ubisoft, сидя в Париже, сделали небольшой командой одну из лучших JRPG последних лет, вообще не стыдную ААА, которая продаётся за 50 долларов. И все овации игра реально заслужила. Как и два миллиона проданных копий, несмотря на релиз в Game Pass.
Контекст: откуда вообще взялась Clair Obscur: Expedition 33
Геймдиректор игры Гийом Бош работал в Ubisoft над всякой фигнёй — в частности, над такой себе Tom Clancy’s Ghost Recon: Breakpoint — и заскучал. Ещё в 2020 году он задумался о собственной игре в духе Final Fantasy. Подумал-подумал, да и ушёл её делать, собрав костяк команды буквально по форумам и объявлениям — композитора, например, нашли вообще на SoundCloud.
Издателем Clair Obscur: Expedition 33 выступила компания Kepler Interactive, управляемая семью инди-студиями. В их портфолио Sifu, Tchia, Pacific Drive и ворох других приятных (а то и знаковых) инди-игр. Сам Гийом Бош отмечает, что в рамках Ubisoft такую игру, как Expedition 33, продвинуть было бы невозможно — слишком много «сомнительных» идей. А если бы добро и дали, то делали бы игру лет 25. А на воле её собрали в относительно спокойном темпе за несколько лет без космических бюджетов.

Clair Obscur: Expedition 33 — это партийная JRPG с пошаговой боёвкой, парированиями и уклонениями
Примерно как в инди-хите Sea of Stars, но с куда более широким замахом. Элементы риалтайма тут не просто некий «бонус» у основной боёвки с тактикой, ходами и привычной системой инициативы, а прямо база — по-своему заморочистая. Противники не просто атакуют, а вваливают суровые комбухи, которые нужно запоминать и читать. Парирования позволяют тут же контратаковать в автоматическом режиме, но требуют чётких таймингов. Для уворотов окна гораздо шире, но из плюсов по умолчанию только уход от урона.
Эта система стала камнем преткновения для некоторых игроков и блогеров, которые посчитали тайминги переусложнёнными. Критики по этому поводу не так много, но она есть — говорят, что враги плохо телеграфируют удары, читать комбо невозможно, и поэтому в серьёзных боях игра превращается в мучение, а партия гибнет с одного хода.
Я же скажу, что наоборот — телеграфируются атаки чётко, запомнить комбухи реально, пусть и не всегда это получается сделать быстро. Да и в целом хардкор в Expedition 33 устраивают в основном опциональные боссы. А они на то и опциональные, что дают просраться и проверить, насколько ты быстрый-умелый. И насколько освоил ролевые механики игры. Рядовые противники убиваются просто, а на сюжетных боссах уходит не более нескольких траев. Ощущается всё это бодро и свежо — хороший баланс между пошаговой тактикой и соулслайк-экспириенсом.

Систему парирований и уворотов в Clair Obscur: Expedition 33 хорошо балансирует и ролевая система
В ней одновременно ощущается как влияние соулсборнов, так и ремейка Final Fantasy VII. От первых тут ручное распределение характеристик и скейлинг урона оружия от разных параметров, что подталкивает периодически сбрасываться и пересматривать билды. От второй — система пиктосов (даже не спрашивайте, что это такое). Их мы экипируем, получая бонус к характеристикам и пассивный навык. Но если с пиктосом выиграть четыре битвы, то пассивка от него «отвяжется», и её можно будет назначить любому персонажу отдельно от пиктоса, потратив специальные очки. В «Финалке» так же отвязывались пассивные навыки от оружия.
Учитывая, что и у оружия открывается до трёх пассивок, а ещё есть древо навыков — простор для тонкого билдостроения колоссальный. У каждого из шести доступных героев — в партии одновременно могут быть трое — предусмотрено несколько возможных ролей, которые за счёт прокачки можно почти бесконечно размывать, превращая какого-нибудь бойца поддержки в ультимативного дамагера.
За счёт прокачки можно серьёзно снизить значимость парирований и уклонений. Или сделать уклонения не менее полезными, чем парирования. В то же время даже бездумно раскидывая навыки, характеристики и пиктосы, сложно сделать совсем недееспособного героя. А в крайнем случае всегда можно затащить на своей реакции. Да и опциональный перекач никто не отменял. Как и смену уровня сложности на лету. Как и всякие полезные склянки, которые восстанавливаются у «костров». Баланс отличный. Да, под конец его можно сломать, собирая партии, которые делают по двадцать ходов за раз и одним ударом вносят миллион урона, но это ещё подумать как следует надо!

Однако восторги вокруг Clair Obscur: Expedition 33 связаны не с геймплеем
Но начал я именно с него, чтобы сразу очертить: Expedition 33 как игра чертовски хороша, и не лишена глубины! Но влюбляешься ты в сеттинг, персонажей и историю — как и положено в JRPG.
Завязка следующая. Герои живут в фантастическом мире, который очень похож на наш образца французской Прекрасной эпохи — только с магией и электропанком. Человечество ютится в городе Люмьер на острове после некого «разлома» — события, которое мир буквально размотало. Но хуже всего: на горизонте высится монолит, на котором раз в год гигантская художница рисует цифру. Каждый год на единицу меньше. Все, кто достиг соответствующего возраста, — умирают.
Люди отправляют за пределы города экспедиции в попытках разобраться в ситуации и что-то предпринять, но ни одна ещё не вернулась. Наша экспедиция, соответственно, 33-я.
За пару часов во вступлении игра удивительно трогательно и киношно рисует экспозицию. Показывает традиции и философию, выросшую из такого обречённого существования, которое одновременно и пугает, и дарит некоторый покой. Заканчивается пролог настолько душещипательно, что никаких сомнений в том, что дальше будет только лучше, не остаётся. Это тончайшая драма без отчаянной истерии Nier: Automata, которой «Экспедиция» явно сильно вдохновлена. Не зря мемы про absolute cinema к игре моментально прилипли.

Clair Obscur: Expedition 33 трогательная и очаровательная от и до
В ней совершенно волшебные локации. По большей части линейные, но настолько красивые и творческие, что даже на спринт никогда переходить не хочется, потому что глазеешь. Есть в них что-то гипнотизирующее, словно во сне увидел. В ней живые, красивые герои с человеческими чувствами и мотивацией — к группе прикипаешь в лучших традициях старой BioWare. Дизайн монстров и костюмов — просто в художественный музей. А драма до самого конца держит надрыв, тонко балансируя между эпиком о судьбе мира в духе Final Fantasy XVI и маленькой трагической историей конкретных людей. Всё несколько раз переворачивается с ног на голову и даже шокирует. Музыка рвёт душу и заставляет глаза блестеть. Короче, опять absolute cinema.
Это тот случай, когда раскрывать суть игры слишком детально — преступление. Потому что всё это стоит прочувствовать на себе. Невозможно передать словами, почему каждый раз, когда «зефирный человек» Эскье говорит mon ami, сердце теплом наполняется.
Игра прекрасна в сражениях. Она прекрасна и в шикарно поставленных кат-сценах. И в беседах с однопартийцами в лагере, и в математике ролевой системы, и в путешествиях по глобальной карте, и в зачистке опциональных данжей. Она отзывается в душе, действует как рататуй на Антуана Эго. Всё в ней на нужных местах. Говорить о каких-то кочках вроде кривого опционального платформинга даже язык не поворачивается.

Clair Obscur: Expedition 33 — это и эпическое приключение с тем самым духом первооткрывательства, и жизненная драма, и по-хорошему дурацкая комедия. При этом и в мотивах игры, и в её дизайне много знакомого. Разработчики понахватали всего и отовсюду. Но с искренней любовью, а не в попытке повторить чужой успех. А потому и получилось настолько душевно. Ни одного часа из сорока, потраченных на эту игру, не жалко.
Clair Obscur: Expedition 33 доступна на ПК, PS5 и Xbox Series X|S — в том числе в Game Pass. Есть русские субтитры.
Поиграйте в Final Fantasy XVI, если соскучились по эпику в стиле старых God of War