
Хотя он был лучшим игроком сезона.
«Динамо» попрощалось с Марцелом Личкой после поражения от «Спартака» в Кубке России, с ними же сыграют в Мир РПЛ уже под руководством Ролана Гусева.
В начале 2000-х Гусев был звездой «Динамо» и, как казалось тогда, был близок к переходу в «Спартак» и поездке на ЧМ-2002. Ни того, ни другого не произошло, причем в этом находили взаимосвязь.
Была ли она в действительности?

Гусев – один из лучших в чемпионате начала 2000-х. «Это игрок – мой», – говорил Романцев
Ролана воспитывали в школе «Динамо», 19-летним он дебютировал в Высшей лиге. Из молодого таланта за несколько лет дорос до лидера клуба. В сезоне-2000 фланговый полузащитник забил 12 мячей – больше было только у Дмитрий Лоськова, Дмитрия Кириченко и Егора Титова. Заодно дебютировал в сборной России.
В начале 2001-го Олег Романцев дал памятную пресс-конференцию на Кубке Содружества («Мукунку – хороший», «Александр Грановский способен перебегать Роберто Карлоса» и другие яркие цитаты), тогда же прокомментировал активные слухи о переходе Гусева в «Спартак»: «Мечтал, мечтаю и буду мечтать, чтобы он был в «Спартаке». Говорил это и самому Гусеву. Это игрок – мой. Он знает, что я от его требую, знает, как играть, знает, как улучшить командную игру «Спартака». К сожалению, таких денег, которые просит «Динамо», у нас нет».

Сезон-2001 вышел слабым у «Динамо» (девятое место) и не таким результативным для Гусева (четыре гола), но Романцеву все равно нужен был игрок, тем более ниже своего уровня он не падал.
Тренер вызывал Гусева в сборную и выпускал его в семи из 11 матчей года. В ключевой гостевой игре против Югославии он сделал ассист на победный гол Владимира Бесчастных, а против Швейцарии – где Россия обеспечила себе выход на ЧМ-2002 – заработал пенальти.
Было ясно, что в «Динамо» Гусев не задержится, тем более будущее самого клуба было неясным. Помимо «Спартака» звезду чемпионата хотел приобрести еще и ЦСКА – уже с Евгением Гинером и хорошими финансовыми возможностями. Присматривалось и киевское «Динамо», причем Гусев даже ездил туда общаться.
Казалось, ближе трансфер все-таки в «Спартак». Гусев рассказывал «Спорт-Экспрессу»: «Когда был игроком «Динамо», с Романцевым в сборной почти перед каждым матчем общались один на один. В основном на тему перехода в «Спартак». Андрей Червиченко тоже приезжал на базу, подключался к переговорам».
А летом следующего года ждал ЧМ-2002.
«Я бы в «Спартак» в любом случае не перешел», – говорил Гусев. Но обещал ли он перейти Романцеву?
Перед сезоном-2002 Гусев оказался в ЦСКА. Это не стало глобальной сенсацией, но все равно оказалось неожиданностью, учитывая давний интерес «Спартака» и лично Романцева.
С тех пор Гусев не раз высказывался.
В 2003-м для «Экспресс-газеты» опровергал слух о том, получил от «Спартака» 100+ тысяч долларов подъемных: «Ни копейки денег у «Спартака» не брал. Все это ложь, выдумки. И я не обещал Романцеву на 100 процентов, что обязательно перейду в «Спартак». У каждого футболиста есть право выбора. Я подумал и выбрал ЦСКА».

Подробности из разговора с «СЭ» в 2018-м: история о возможном переходе в «Спартак» тянулась долго, звали упорно, чистый лист подписать не просили. Но при этом: «Предложили поставить подписать под контрактом. А с цифрами, суммой контракта, как они мне сказали, потом разберутся».
Гусев рассказал «Матч ТВ», что сам сообщил обо всем Романцеву: «В Латвии он меня вызвал и сказал, что настал тот момент, когда мы можем подписать контракт. Я говорю: «Олег Иванович, я в ЦСКА ухожу». Потом приехал на одну товарищескую игру с ирландцами, и все. В этот день он мне сказал: «Выиграешь ты серебро или бронзу, но золото – никогда».
Оказываетя, Ролан так блефовал ради чемпионата мира: «Я бы в «Спартак» в любом случае не перешел, ни при каких обстоятельствах. Я хотел поехать на чемпионат мира в Японию, поэтому обещал Олегу Ивановичу. Боялся, что если я скажу «нет», то буду мимо ЧМ».
А вот версия из интервью Metaratings: «С годами я понимаю, что тогда оттягивал время, чтобы поехать в составе сборной России на ЧМ-2002, и говорил Олегу Ивановичу: «Да-да, возможно, я перейду», «Мне надо подумать». То есть я не обещал, что точно перейду. Это естественно, потому что поехать на чемпионат мира в Японию и Корею было моей мечтой».
Но перейти, по его мнению, было невозможно: «Я просто не мог оказаться в «Спартаке» и ответить ему согласием. Меня так воспитывали еще в детско-юношеской школе «Динамо». «Спартак» с юных лет являлся для меня раздражителем».
В ЦСКА Гусева привлекли проект и финансы
На гостевых страницах слухи о переходе Гусева именно в ЦСКА обсуждали еще в феврале 2001-го. Возможно, не зря: как раз тогда Гусев был в сборной, сыграли 3:3 с Грецией, а полузащитник армейцев Сергей Семак сообщил Ролану, что с ним хочет пообщаться Гинер.
«Хорошо помню, что Сергей меня тогда убеждал, говорил: «Давай переходи, потому что реально собирается хорошая команда, можем натворить дел», – вспоминал Гусев для Metaratings. К тому же в 2001-м тренером ЦСКА стал Валерий Газзаев, с ним уже работали в «Динамо».
«Интуиция подсказала, что со «Спартаком» связываться не стоит, – говорил Ролан. – Было видно, что клуб уже плывет. К 2001 году от прежнего спартаковского могущества не осталось и следа. А ЦСКА, наоборот, собирал мощный состав. Когда Гинер показал список игроков, которых собирается купить, стало ясно, что у армейцев очень серьезные планы. И все эти футболисты оказались в клубе».

При этом повлияли и деньги: «Конечно. Зачем скрывать? На тот момент ЦСКА был одним из самых богатых клубов России и при Гинере мог предложить гораздо более выгодные условия». Президент того «Динамо» Николай Толстых тоже не хотел трансфера Гусева в «Спартак»: «Он мне так прямо и говорил: «Иди либо в ЦСКА, либо в Киев»».
Поздней осенью 2001-го Гинер подтвердил, что ЦСКА подписал с Гусевым четырехлетний контракт. Любопытную подробность озвучил Валерий Газзаев: «Контракт между Гусевым и ЦСКА был подписан еще в середине сезона – по-моему, в августе, то есть ровно за полгода до истечения контракта с «Динамо». Были выдержаны все юридические нормы».
Вероятно, Романцев летом о таком не знал.
Гусев отлично начал сезон-2002 – и не попал в заявку на ЧМ. Романцев объяснял, что не успел бы переучить его
Ролан перешел в ЦСКА, до чемпионата мира оставалось чуть больше полугода. Гинер считал, что переход никак не скажется на вызовах в сборную: «Я никогда не сомневался в квалификации Романцева. И сейчас он не идет по пути Валерия Лобановского, у которого сборная состояла из одних киевлян. В сборной играют те футболисты, которые этого достойны».
Сезон-2002 ЦСКА начал мощно, перед паузой на ЧМ шел вторым за «Локомотивом», Гусев сделал 5+5 за 11 матчей (в том числе и 1+1 со «Спартаком») и по оценкам «СЭ» на тот момент был лучшим игроком чемпионата.
Но на чемпионат мира Романцев его не взял.
«Играй я в «Спартаке» – не сомневаюсь, поехал бы на чемпионат мира», – говорил Гусев. А позже размышлял: «Я же практически весь отборочный цикл сыграл. А в Японию не попал… С другой стороны, в сборной был Карпин. Не знаю… Но тогда я вот так видел эту ситуацию. Все сборы я прошел, практически весь цикл отыграл, а в заявку не попал».

Олег Романцев высказывался в автобиографии: «Его игровой стиль не подходил для сборной России. Пронесся по флангу – навесил – вся игра Гусева была такой. И меня она не устраивала. Кто бы замыкал эти навесы в нашей сборной? Если бы у нас в сборной выступал условный [экс-форвард «Шахтера» Виталий] Старухин, Гусеву бы цены не было. Но у нас не было высокорослых и мощных нападающих.
Мне нужно было, чтобы фланговый игрок смещался, обыгрывал. Из трех раз один обыграешь опекуна – уже моментище страшный! Да, за год до этого я дал интервью со словами: «Гусев – мой игрок». Мне нравились страсть и азарт Ролана. При этом я надеялся, что в «Спартаке» я смогу его переучить, подстроить под наш стиль.
Более того, я был уверен, что у меня получится это сделать. Он умный парень. А в сборной за короткий срок я бы точно его не переучил. При этом я вызывал его по ходу цикла. Но перед поездкой в Японию понял, что Карпин на фланге будет полезней».
Сборная провалилась на ЧМ-2002, а Романцев ушел сразу после вылета на групповом этапе. Новым тренером стал Газзаев. Гусев вернулся в сборную и сыграл еще 21 матч за следующие три года, заодно съездил на Евро-2004.
А с ЦСКА выиграл десять трофеев: в том числе три чемпионства и Кубок УЕФА.
Прощальное письмо Шунина – как оценивает карьеру и что будет дальше

Фото: ФК «Динамо» Москва; РИА Новости/Владимир Федоренко