

Холодный менеджмент, огненный тренер, взрывной футбол.

Бывают ситуации, в которых гарантирован только провал. Невозможно остаться в выигрыше, когда наследуешь 10-й номер у Месси. Или идешь тренером в «Тоттенхэм».
Или – принимаешь революционную «Болонью» после лучшего сезона в ее новейшей истории.
Когда Винченцо Итальяно впервые прибыл в расположение клуба, Риккардо Орсолини встретил его словами: «А нехилые у вас яйца, Мистер, принять нас сейчас».
«А кто б согласился? Все, что можно было сделать [после Мотты] – это сделать хуже, – пояснил вингер Quotidiano Sportivo. – Не то чтобы я не доверял тренеру или одноклубникам, но повторить такой сезон очень сложно. Он удивил всех. По-моему, Итальяно – лучший тренер в Италии. Дайте это большим заголовком. И добавьте, что он недооценен».
После 34 туров «Болонья» остается в лигочемпионской гонке, как и год назад. У нее всего на два балла меньше. Болонцы больше забивают, больше пропускают, чаще веселятся и развлекают. Сегодня могут подвинуть в четверке «Юве».
Вряд ли кто-то ожидал этого, когда из клуба одновременно ушли Калафьори, Зиркзе и Мотта.
Холодная рациональность менеджмента – важная причина преображения
К концу октября болонцы делили 12-15-е места. Побед не было месяц.
Где-нибудь в клубе, слишком увлеченном проектами, могли б и уволить. В «Болонье» сторонятся импульсивных решений. Отношения строятся на доверии. Управление – на понимании, что каждому нужно время. Тем больше, чем радикальнее перемены.
«Болонья» вошла в сезон без пяти основных игроков – Зиркзе, Калафьори, Кристиансена, Фергюсона и Салемакерса. Старт разочаровал. Никто в клубе не скрывал подавленного настроения. Но тренер не услышал ни одного упрека. Все понимали, что дело в новой тактике и перетасованном составе. Об этом свободно говорили вслух, даже внутри команды утверждая уверенность, что со временем все наладится.

«С парой дополнительных трансферов мы бы все равно пострадали от радикальной перемены тренерской концепции. Винченцо – полная противоположность Тиаго, – объяснял спортивный директор Марко Ди Вайо. – Мы часто обсуждали это с Итальяно: смена тренера запускает процесс знакомства друг с другом, создания новых вещей, переформатирования управления. Нужно время».
Марко прочувствовал этот подход на себе: «В первый год я не был готов к новой должности – по-прежнему ощущал себя футболистом. Затем я изменил отношение, прошел курс спортивного директора, который помог не просто сидеть на контракте, но и профессионально работать. Хорошо, что управление клубом основано на доверии и очень четких руководящих принципах».
Болонские менеджеры знают, что горячность вредит работе. К каждому тренеру находят подход и дают время. Так случилось с Итальяно, так было и с Моттой: у Тиаго замкнутый и жесткий характер, отношения с боссами быстро накалились, но его не уволили – вместо этого руководство сдало назад и дало ему свободу.
Неистовство Итальяно – другая причина. Он изменил атмосферу в клубе
Команда такова, каков ее тренер. Итальяно горит всегда. И его «Болонья» никогда не бывает холодна.
«Видели бы вы его на скамейке! – восхищался Йенс Одгор. – Итальяно – это страсть, энергичность. На каждой тренировке он выкладывается на 100%. Эта энергия передается нам, а мы стараемся вернуть ее».
Команда по такому соскучилась. Мотта был холоден, отстранен. Его подход – творчество визионера, которому незачем общаться с холстом и кистью. Итальяно не ставит себя выше команды. Он ее часть: заряжает, поддерживает, участвует в личной жизни. Наворачивал бы круги с остальными, если б мог.
Он купил всех. Даже Орсолини, превращенный предшественником в самого опасного итальянца современности, забыл о Мотте. Через неделю после назначения он взял слово в раздевалке: «Парни, за Итальяно я брошусь в огонь».

«Он искренен, как и я, не скрывает эмоций, хороших или плохих. Если захочет послать к черту – пошлет, – восторгался Рикки. – А сколько раз я посылал его туда же! Это прекрасно. Я без ума от него, потому что мы одинаковы. Я встречал тренеров, которые не понимали меня, но с Итальяно всегда можно поговорить. Он немного напоминает Михайловича, с которым мы посылали друг друга, а через пять минут обнимались».
Часть очарования Итальяно – вера в своих: «Для настоящего тренера уровень не имеет значения. Мастерство и тактическая выучка во второй и четвертой лигах отличаются, но вдохновение, которое ты обязан привнести, неизменно. Каким бы ни был реальный уровень, тренер обязан думать, что его игроки лучшие».
Это не просто слова. Кто бы ни был в его команде, Винченцо играет так, словно они лучшие.
Винченцо Ираньяно, духовный лидер агрессивного атакующего футбола
Приведу две мысли Итальяно.
Первая: «Система лучше всего связывает игроков на чужой половине. Концепция – самое важное».
Вторая: «Адаптивность – ключевое понятие для тренера. Каждый год команда меняется. В «Трапани» у меня были очень сильные спецы по высокому возврату. В «Специи» я начал с аналогичной тактики, но сразу же изменил курс, потому что те игроки лучше держали мяч и создавали моменты через сложные перепасовки».
Добавлю статистический факт: в прошлом году Винченцо поставил необычный рекорд – выпустил 142 разных состава в 142 матчах подряд.
Эта выдающаяся текучка связывает два формально противоречивых высказывания. Итальяно идет от идей и механики, его футбол один из самых организованных на континенте. Адаптивность служит продвижению концепции. Он не меняет игру под соперника, но изучает характеристики игроков и добавляет нужные в каждый отдельный матч, как ингредиенты в рецепт. Никакого приспособленчества. Футбол тот же, что прежде, узнаваемо агрессивный, а настройки нужны для того, чтобы он оставался таким – с каждым противником.

Каков он, футбол по Итальяно? Агрессивные персоналки, мгновенный возврат, бесконечная атака. С принципиально высокой защитой и одной скоростью – максимальной. Других Винченцо не признает. Его команды начинают атаковать на парковке и заканчивают прессинговать через полчаса после матча.
«Да-да! Тренер хочет, чтобы мы всегда атаковали и много пасовали вперед, – рассказывал Хуан Миранда. – Чем ближе мяч к воротам, тем лучше. Так опаснее. Он просит крайних защитников заходить за спины, форвардов – атаковать, полузащитников – забегать в штрафную. Мы постоянно отрабатываем это на тренировках».
Именно с мячом «Болонья» изменилась сильнее всего. Версия Итальяно – атлетичнее, вертикальнее прошлогодней. Она зациклена на воротах, а не элегантности. Она не выманивает соперника, меньше владеет мячом возле своей штрафной. Ей нужен не баланс, а голы – и после Нового года, когда команда усвоила новый стиль, никто в чемпионате не забил больше.
Почти треть (31,8%) передач «Болонья» отдала вперед – в первой девятке вертикальнее только «Фиорентина». «Раньше мы всегда дорожили мячом. Итальяно просит чаще атаковать за спины, – объяснил защитник Сам Бекема разницу с тактикой Мотты. – Теперь мне можно иногда переходить на забросы. А так оба перфекционисты. Но Итальяно больше объясняет на тренировках».
Из-за вертикального стиля болонцы только 38-е в топ-лигах по точности передач. Однако – двенадцатые по владению. Они не стремятся сохранить мяч во что бы то ни стало, рискуют, но сопернику это не помогает. Его задушат, сомнут. Итальяно обеспечивает преимущество в контроле не тем, что делает с мячом, а работой без. Прессинг в его вселенной решает все.
У болонцев он самый интенсивный в Италии и четвертый в топ-лигах.

При этом удивительно эффективный: точность передач против «Болоньи», косвенно свидетельствующая о разрушительности давления – всего 74,4%. Только Флик сносит соперников основательнее Итальяно. Вдобавок болонцы неплохо конвертируют возвраты в остроту: шестые в топ-лигах по ударам после отборов.

После встречи с ними Арне Слот признался TNT Sports: «Это очень тяжело. У нас тут команда, которая опекает по всему полю, и если мы делаем длинную передачу, но проигрываем борьбу, мяч снова у них, а мы отходим назад. Потеря, потеря, еще одна – и мои парни уже остерегаются, выжидают, прежде чем пойти в прессинг. Инициатива теряется. В первом тайме это происходило чересчур часто.
Во втором тайме было получше. Но нелегко играть, когда они постоянно [преследуют] 1-в-1. Сомневаюсь, что в остальных матчах наш вратарь встречался с мячом так часто, как сегодня. Но он был единственным свободным на поле».
(Позабавило, кстати, как на тот матч отреагировал британский OneFootball: «Итальянцы приехали на «Энфилд» с агрессивным игровым планом, повсюду прессинговали один на один. Немногие ожидали такой смелости после неудачного начала сезона».
Наивные).
Винченцо только для непосвященных – Итальяно. Для апеннинцев он Ираньяно, духовный лидер агрессивного атакующего футбола и радикальный последователь персонального прессинга. В Серии А только «Аталанта» проводит меньше времени перед своими воротами. Всего девять клубов в топ-лигах дольше торчат в атакующей трети.
«Он мой наследник, – объявил Земан. – Мне нравится его футбол, его агрессия в давлении и выдающаяся физподготовка. Винченцо никогда не удовлетворен и этим напоминает меня. Он ищет спасения в атаке и никого не боится».
Итальяно впервые увидел Зденека в шесть лет и вырос на мифе о нем. С тех пор он, конечно, узнал о существовании компромиссов и полутонов. Но так и не полюбил их.
Ему аукалось это раньше и отзовется впредь. Но если «Болонья» снова достаточно хороша, чтобы соперничать с кем угодно, то именно благодаря ему.
***
Телеграм-канал Андрея Клещенка
Фото: Gettyimages.ru/Gabriele Maltinti, Alessandro Sabattini