
Мировая премьера оперы «Белгородский полк. Засечная черта» состоялась в рамках фестиваля «Видеть музыку». Постановку осуществила Белгородская филармония. Авторы — Николай Бирюков и Елена Латыш-Бирюкова (композиторы) и Виктор Овчинников (идея и либретто) рискнули возродить русскую традицию героико-эпических оперных полотен, составивших славу отечественного музыкального искусства XIX века. Сегодня этот жанр вновь обретает актуальность. Сочетание исторической темы, уместного героического пафоса, эпического изложения и опоры на русский фольклор впечатлило публику.
Мировая премьера оперы «Белгородский полк. Засечная черта» состоялась в рамках фестиваля «Видеть музыку». Постановку осуществила Белгородская филармония. Авторы — Николай Бирюков и Елена Латыш-Бирюкова (композиторы) и Виктор Овчинников (идея и либретто) рискнули возродить русскую традицию героико-эпических оперных полотен, составивших славу отечественного музыкального искусства XIX века. Сегодня этот жанр вновь обретает актуальность. Сочетание исторической темы, уместного героического пафоса, эпического изложения и опоры на русский фольклор впечатлило публику.
Население Белгородской области — всего полтора миллиона человек. Но это не стало препятствием для создания масштабного оперного полотна, настоящей эпической фрески: оркестр, хор, танцевальный коллектив, солисты — все в полном объеме. Конечно, были привлечены и приглашенные исполнители, но основу составили именно белгородцы: Белгородский академический русский оркестр под руководством Евгения Алешникова, академический хор, ансамбль танца и ведущие солисты-вокалисты. Не остались в стороне и москвичи: в постановке и исполнении оперы приняла участие известная московская органистка Евгения Кривицкая. Режиссером и сценографом выступил режиссер Петр Татарицкий. А в партии графа Шереметева блеснул замечательный бас-баритон Владимир Байков.
1709 год. Впереди поход на Полтавскую битву. Взятие Полтавы открывало дорогу Карлу на Белгород и Харьков, а также на Крым и Очаков. Допустить этого было нельзя. Все это мы знаем из учебников истории. Но вот про Белгородский полк и его героическую роль в Полтавской битве знают немногие. И дело не в том, что авторы открывают малоизвестные страницы нашей истории, хотя и это тоже немаловажно. Подобные сюжеты позволяют более глубоко осознать те нити, которые ведут из далекого прошлого в сегодняшний день. И становится понятно, почему именно Белгород уже в ХХ веке стал местом первого салюта в Великой Отечественной войне, а также первым городом воинской славы Российской Федерации. И почему в наши дни именно Белгороду вновь выпала нелегкая роль «засечной черты» — то есть героического рубежа.
Опера белгородских композиторов Николая Бирюкова и Елены Латыш-Бирюковой написана для оркестра русских народных инструментов и органа. И в этом, безусловно, уникальность партитуры. Оркестр под управлением Алешникова — коллектив высочайшего класса. Непривычный для оперного спектакля саунд становится той краской, которая позволяет на протяжении всего действия ощущать своеобразие музыки. Тем более что вокалисты — академические певцы. Правда, использование микрофонов придает тембрам несколько мюзикловый характер. Особенно главному герою оперы — бригадиру полка Савве Айгустову в исполнении донецкого артиста Алексея Аносова, который — единственный из всего актерского ансамбля — использует слегка эстрадизированную манеру пения. Остальные — Василий Задорожный (рекрут Прозоровский), Иван Григорьев (Митрополит), Ирина Хубаева (Любушка), Наталья Воскресенская (Набожная Мария) и, разумеется, Владимир Байков (Шереметев) остаются на территории академического вокала.
Музыкальный материал оперы строится на двух стилистических векторах — народная драма в духе Мусоргского и Римского-Корсакова и русский стиль ХХ века от Гаврилина и Свиридова до советской киномузыки. Эклектики это не порождает, потому что эти стили органически связаны между собой и в противоречие не вступают.
Два эксцентричных персонажа — Кассандра Войны в исполнении Евгении Кривицкой и старый солдат Иван Бирюков, которого играет один из авторов партитуры Николай Бирюков, также отсылают к отечественным оперным и ораториальным стандартам, требующим не только героического пафоса, но и иронии.
Поведение персонажей на сцене статично, что вполне допустимо при постановке в режиме семи-стейдж. Хотя антураж вполне конкретен: русские исторические костюмы, военные мундиры, задник в виде военных карт времен Полтавской битвы, знаковые сторожевые вышки «засечной черты». Танцевальные эпизоды также вносят движение и живость. Впрочем, сама драматургия оперы диктует статичное прочтение: это не столько драма, сколько оратория, музыкальная фреска. А потому и конфликт решен условно — главный его носитель Кассандра Войны, играющая на органе «темы зла», быстро побеждена, скована цепью и символично помещена внутрь сторожевой вышки.
В опере немало красивых лирических мелодий, монологов-раздумий в духе боярина Шакловитого из «Хованщины». И это не случайность: авторы всерьез озадачены мотивацией и смыслами исторических событий и судьбоносных решений, которые сопровождаются гибелью людей. Опера «Белгородский полк. Засечная черта» именно об этом. В финальном диалоге графа Шереметева и митрополита Ииустина прямо говорится об ответственности участников событий перед потомками. И дается однозначный ответ, рассеивающий сомнения и интеллигентские рефлексии: «Нам доля выпала России послужить, отцов и дедов приумножить славу».