
Современные моторы разрабатываются под строгие стандарты эффективности. Чтобы уменьшить потери и повысить КПД, конструкторы облегчают детали, делают поршни с уменьшенной площадью соприкосновения. Трение становится меньше, расход топлива снижается. Но вместе с тем возрастает давление на стенки цилиндров, и каждая их часть испытывает серьёзные нагрузки. Риск возникновения задиров растёт многократно.
Автопроизводители машин премиум-класса борются с этим дорогими методами: применяют новые сплавы, наносят особые покрытия, используют сложные технологии обработки. В массовом сегменте предпочитают более простой путь – настраивают маслосъёмные кольца так, чтобы на цилиндрах оставался толстый слой смазки. Это защищает металл от износа, но заставляет двигатель расходовать масло активнее.
В итоге: новые моторы соответствуют экологическим нормам, демонстрируют экономичность и высокую отдачу, но требуют постоянного контроля уровня масла и регулярных доливок. Тогда как старые двигатели могли работать куда дольше без такого “аппетита”.
Главная функция маслосъёмного кольца заключается не в полном удалении масла со стенок цилиндра, а в формировании тончайшего защитного слоя для поршня. В двигателях прошлого этот слой был минимальным и практически не сгорал. Однако при его увеличении излишки масла перегреваются и попадают в зону горения.
Ужесточение экологических стандартов также внесло свой вклад в формирование этой проблемы. Рекомендации избегать длительного прогрева мотора привели к использованию поршней уменьшенного диаметра. Они быстро нагреваются и расширяются, в то время как цилиндр ещё холодный, что создаёт риск заклинивания. Для компенсации инженеры были вынуждены увеличить зазор между этими деталями, что, в свою очередь, привело к повышенной вибрации, снижению эффективности маслосъёмных колец и росту потребления смазки.
Проблему можно было бы решить с помощью инновационных сплавов, специальных покрытий и усложнённых конструкций. Но эти технологии значительно удорожают производство, что неприемлемо для массового сегмента. Как разъяснил портал njcar.ru, производители предпочитают объявлять повышенный “масложор” конструктивной нормой, перекладывая ответственность и финансовые затраты на владельцев автомобилей.