Умер Роберт Уилсон, выдающийся театральный режиссер современности

Fine-news 3 дней назад 28
Preview
Умер Роберт Уилсон, выдающийся театральный режиссер современности

В России Уилсон поставил единственный спектакль – «Сказки Пушкина» в Театре Наций, украшающий московскую афишу в течение десяти лет. Когда он только появился, спекулянты продавали билеты по сто тысяч рублей и находились покупатели.

Его называли Бобом Уилсоном и иконой современного театра. Его приезда на постановку терпеливо ждали в Театре наций восемь лет. А начинали репетировать «Сказки Пушкина» в резиденции режиссера под Нью-Йорком. До этого был кастинг, о котором ходили легенды и на который устремился поток наших актеров. Сколько было разочарований и драм – «великие» остались за бортом, малоизвестные получили роли.

Александр Новин, сыгравший в «Сказках Пушкина» несколько ролей, так вспоминает в нашем интервью о совместной работе: «Уилсон сразу нам сказал: «Забудьте про психологический театр». Он не выносит, когда артисты начинают что-то серьезно играть. То. что Уилсон делает, его маски, сложный грим, манера разговора – все должно быть ненатурально, не так, как в жизни. Театр – это большое преувеличение для Роберта Уилсона. Во время репетиций он кричал: «Большие глаза», «Смотрите только вверх». Поза, стойка, руки, открытая грудь в сторону зрителя.

До 16 лет он был аутистом, а в 25 пытался расстаться с жизнью, поняв, что ничего не создаст как художник. Но нашел себя в театре. Я очень благодарен за то, что он меня выбрал. Вы даже представить себе не можете, сколько известных артистов побывало на кастинге. Там не надо было ничего читать. Уилсон давал задание: «Вы мышонок, мечтающий стать диктатором», «Вы Гитлер с голосом трехлетнего ребенка». Все мы становились мышками, котами, медвежатами».

Ольга Лапшина тоже оказалась в числе избранных. Она так вспоминает начало работы с Уилсоном: «Я опаздывала на поезд. Времени было мало и надо было по-снайперски выстрелить. Во мне была внутренняя уверенность, что я должна работать с Уилсоном. Он давал задания. Наталья Павленкова читала так, словно она утка. Я должна была вести себя как звезда. А потом спела что-то зимнее, соответствующее календарю. В поезде получила сообщение, что прошла кастинг».

Наталья Павленкова в спектакле “Сказки Пушкина”. Из личного архива актрисы







Уилсон приезжал в Москву с одним из своих спектаклей, на который невозможно было прорваться. Играли на сцене МХТ им. Чехова. Там мы встретились с Эймунтасом Някрошюсом, у которого был один билет на двоих с женой, художником Надеждой Гультяевой. Первый акт посмотрел он, на второй пришла она. Это было невероятное событие для Москвы. Ничего подобного с визуальной точки зрения мы тогда еще не видели.

Роберт Уилсон был гением со своим неповторимым миром, выдающимся визуалом, каких, наверное, долго не будет. Он любил тишину и давал возможность зрителю ее услышать. Много слов ему не требовалось. Он мог вообще отказаться от них или использовать шум для выражения сути.

Он скорее думал о пластике тела, чем о вербальном выражении. С пространством тоже обходился, как никто другой. Можно сказать, что это были движущиеся картины, но это все-таки не так. Уилсон умел работать со светом. Его мизансцены напоминали скульптурные группы. Как говорили его соратники, Роберт мог превратить при помощи света отбросы в золото. Он был главным сюрреалистом современного театра.

Во многих его спектакля, включая «Сказки Пушкина» в Москве, «Трехгрошовую оперу» в Берлине, на которую многие наши соотечественники еще недавно ездили специально, лица актеров набелены, каждое движение и мимика утрированы. В том, что он делал, находили истоки китайской оперы, японского театра кабуки. Он увлекался идеями Александра Родченко и Всеволода Мейерхольда. Уилсон был не только грандиозно одарен, но и великолепно образован, хотя театрального образования не получил.

Искусство режиссера и сценографа стало для него единым. Кто то из актеров, даже великих, считал, что он их третирует, использует как подсобный материал, как статистов. Восьмидесятилетняя немецкая актриса Марианна Хоппе, работавшая еще с Максом Рейнхардтом, именно так и считала, когда получила от Уилсона приглашение сыграть короля Лира.

Он родился в небольшом тогда городке Уэйко в Техасе. У него были особенности развития, что-то вроде аутизма, о чем можно узнать из документального фильма «Абсолютный Уилсон» Катарины Отто-Бернштейн. Он занимался танцами, пытался победить недуг и победил, в том числе и благодаря своей учительнице танцев.

Уилсон изучал искусство в Техасском университете в Остине и архитектуру в институте Пратта в Бруклине, позднее основал свою театральную компанию «Школа птиц Берда Хоффмана» в Нью-Йорке. В его биографии много неожиданного. Например, в 1972 году он месяц провел в греческой тюрьме.

Среди его соратников был композитор Филипп Гласс, с которым он поставил оперу «Эйнштейн на пляже» в 1976 году. Среди его спектаклей, перевернувших многие представления о театре, – «Последняя лента Крэппа», «Войцек», «Одиссея». Он ставил в Иране, Копенгагене, Авиньоне, Нью-Йорке, Мюнхене, Париже, Берлине, Гамбурге, Зальцбурге, Праге.

В год столетия со дня смерти Генрика Ибсена довелось увидеть его «Пер Гюнта» в Осло. Пригласили именно Уилсона, доверили ему свою святыню, хотя в тот год было несколько самых невероятных прочтений главной пьесы Ибсена. Ставили даже во фьорде. Но Уилсон затмил всех. Актриса, сыгравшая у него Сольвейг, моментально стала звездой и потеряла голову от счастья совместной работы.

Сцена из спектакля “Сказки Пушкина”. Пресс-служба фестиваля







Уилсон экспериментировал в разных сферах. Его графические работы и скульптура выставлялись по всему миру. Он участвовал в Венецианской биеннале и в 1993 году получил там «Золотого льва» за скульптуру. Когда он в 2015-м репетировал «Сказки Пушкина» в Театре наций ,буквально по рукам ходили его рисунки. Это был целый альбом зарисовок, из которых рождались пластические образы.

Он снимал видеопортреты, где мог оживить ушедшего Родченко, необычно представить своих современников – Михаила Барышникова, с которым поставил «Старух» Хармса в 2013-м, Изабель Юппер, сыгравшую у него в начале 1990-х в Лозанне, Брэда Питта и многих других.

Близкие Роберта Уилсона пообещали провести в ближайшее время серию мероприятий и показов в память о нем.

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'