
Наблюдая за водителями, можно заметить, что их мнения разделяются: одни видят в таком способе движения возможность снизить расход топлива, а другие предпочитают ездить с включенной передачей, чтоб при необходимости использовать торможение двигателем. Подобные противоречия породили множество заблуждений, требующих технического разбора.
Одно из популярных заблуждений гласит, что при движении на нейтрали коробка передач не получает достаточной смазки. В отличие от автоматических трансмиссий, в “механике” нет масляного насоса – масло распределяется за счёт вращения деталей. Если передача выключена, некоторые валы и шестерни вращаются медленнее, что, по мнению противников “наката”, ухудшает смазку и может привести к повышенному износу.
Среди автолюбителей давно витает спор: допустимо ли двигаться накатом с нейтральной передачей в “механике” и не грозит ли это износом трансмиссии? С первого взгляда, может показаться – передача выключена, шестерни будто “замерли”, масло не подаётся, и детали работают “на сухую”. Однако в действительности механизм работает совсем иначе.
Даже при отключённой передаче узлы коробки не бездействуют – автомобиль ведь продолжает движение, а значит, вращаются валы, вращаются зубчатые колёса, и смазка по-прежнему циркулирует. Следовательно, угроза “масляного голодания” – это миф, не подтверждённый технической логикой. Для самой коробки движение на нейтрали не несёт фатальных последствий.
Но вот с точки зрения безопасности есть важные нюансы. К примеру, при спуске по скользкой дороге, когда двигатель физически отсоединён от колёс, водитель теряет инструмент моментальной реакции. Если вдруг потребуется ускориться или быстро объехать преграду, сперва придется включить передачу – а это потеря времени. Иногда – критическая.
Интересный поворот есть и в вопросе расхода топлива. На нейтрали мотор, работая на холостом ходу, почти не потребляет бензин. Однако при торможении двигателем потребление топлива тоже снижается и в среднем оно сопоставимо с расходом при движении накатом. Выходит, катиться с включённой передачей, если не экономичнее, то уж точно безопаснее.