
Как рассказал представитель ГАИ в беседе с редакцией портала njcar.ru, ни один пункт российских Правил дорожного движения не запрещает напрямую использование наушников при вождении. Более того, в п. 2.7 ПДД говорится только о запрете держать в руке мобильное устройство во время разговора, если не используется устройство hands-free. А гарнитура или Bluetooth-наушники как раз позволяют разговаривать без помощи рук, не нарушая требований.
Некоторые современные наушники не изолируют водителя от внешнего мира полностью. Сигналы других автомобилей, сирены спецслужб и шум дороги остаются слышимыми. Проблема начинается, когда внимание переключается на смартфон, а сознание – в “режим пассажира”. В этом случае дело уже не в наушниках, а в концентрации.
Держать гаджет во время движения – это уже административное нарушение. За такую вольность предусмотрен штраф – 1500 рублей, согласно статье 12.36.1 КоАП. И неважно, слушаете вы музыку, общаетесь или ищете адрес – если устройство в руке, инспектор имеет полное право выписать постановление.
Использование старых типов наушников за рулём может значительно ухудшить способность водителя слышать внешние звуки, что повышает риск аварий. Особенно опасно, если музыка играет слишком громко.
Некоторые наушники частично заглушают окружающие шумы, из-за чего водитель может не расслышать сигналы других машин, работу собственного автомобиля или звуки спецтранспорта. В отличие от штатной акустики, которая не мешает восприятию внешней среды, наушники создают эффект изоляции, снижая осведомлённость водителя.
Кроме того, громкая музыка в наушниках может негативно влиять на вестибулярный аппарат, ухудшая координацию и повышая усталость. Это, в свою очередь, снижает концентрацию и скорость реакции, увеличивая вероятность ДТП.
Хотя ПДД напрямую не запрещают водителям носить наушники (например, при проблемах со слухом), лучше отказаться от их использования во время поездки. Более безопасной альтернативой является автомобильная аудиосистема, которая позволяет сохранять связь с окружающей обстановкой.