Почему в Германии заговорили об отмене пособий для беженцев из Украины

Источник: РБК | Дата: 2 часов назад

Маркус Зедер, премьер Баварии и лидер Христианско-социального союза, входящего в правящую коалицию, предложил лишить находящихся в стране украинских беженцев базового социальное пособия по безработице (Bürgergeld). 3 августа в интервью телеканалу ZDFС он пояснил, почему: «Нужно наконец позаботиться о том, чтобы любой, кто может работать, вышел на работу. Например, в случае украинцев нужно позаботиться, чтобы у них больше не было Bürgergeld. И лучше всего, чтобы не только у тех, кто приедет в будущем, а у всех». По мнению Зедера, ни одна другая страна не предоставляет таких условий украинским беженцам, как Германия, и это объясняет, почему «так мало людей из Украины работают в ФРГ».

Необходимость изменить систему выплат Bürgergeld для украинских беженцев была зафиксирована в коалиционном соглашении, подписанном в мае между ХДС/ХСС и СДПГ. Однако эта реформа затрагивает только прибывших начиная с 1 апреля 2025 года: отныне им полагаются лишь пособия, оговоренные Законом об убежище, как и в других странах ЕС. Зедер же хочет, чтобы эти изменения затронули всех граждан Украины, в том числе получивших убежище в Германии ранее. Однако, как уже заявили некоторые депутаты бундестага, изменить юридический статус беженцев задним числом практически невозможно.

После начала полномасштабных военных действий на Украине страны ЕС решили активировать чрезвычайный механизм временной защиты для прибывающих из республики беженцев. Соответствующая директива, принятая еще в 2001 году, после масштабного перемещения беженцев от вооруженного конфликта на Западных Балканах, позволяет украинцам получить статус беженца в ускоренном порядке, в обход стандартной процедуры предоставления убежища. В очередной раз Еврокомиссия удлинила действие этого механизма для беженцев из Украины до 4 марта 2027 года.

По данным ЕС, сегодня временную защиту в странах блока получили более 4,25 млн приехавших из Украины. Он гарантирует право на проживание, работу, медицинскую помощь, социальное обеспечение и доступ к образованию. Что касается пособий, нормы минимального уровня помощи закреплены на уровне ЕС, но конкретные правила выплат государства-члены регулируют индивидуально.

По данным статистического управления ЕС (Eurostat), основную нагрузку при приеме беженцев из Украины приняли на себя Германия (1,1 млн человек получили там статус временной защиты, это 27,9% их общего притока в страны ЕС), Польша (986,8 тыс., 23,1%, соответственно) и Чехия (373, 6 тыс., 8,7%). По состоянию на конец мая 2025 года соотношение числа обладателей статуса временной защиты из Украины и общей численности населения было самым высоким в Чехии (34,3 на 1 тыс. местных жителей), Польше (26,9) и Эстонии (24,9).

Германия в соответствии с решением ЕС также разрешила украинским беженцам миновать стандартную процедуру предоставления убежища и автоматически претендовать на статус резидента. В итоге они могут в ускоренном порядке приступить к работе или же получать Bürgergeld наряду с гражданами Германии. Сумма этого пособия примерно на €100 превышает выплату, которую получают в ФРГ просители убежища, — €563 в месяц против €460. Tagesschau со ссылкой на Федеральное министерство труда и социальных вопросов сообщило, что в 2024 году объем выплат Bürgergeld увеличился более чем на 9% по сравнению с 2023-м и достиг €46,9 млрд. На выплаты украинским беженцам пришлось €6,3 млрд.

По данным Федерального агентства занятости (Bundesagentur für Arbeit, BA), к апрелю из 1,1 млн живущих в Германии украинских беженцев официально трудоустроены 272 тыс., или около 30%. Хотя по сравнению с 2024 годом показатель вырос практически на 80 тыс., приблизительно 502 тыс. беженцев, классифицированных BA как трудоспособные, по-прежнему получают Bürgergeld (всего на пособиях находятся около 700 тыс. граждан Украины, включая несовершеннолетних и пенсионеров).

На фоне проблем с экономикой страны власти Германии намерены пересмотреть систему Bürgergeld. Канцлер ФРГ Фридрих Мерц неоднократно высказывался в поддержку этой реформы, поскольку немцам «надо больше работать». Однако, считают профильные эксперты, вряд ли отмена Bürgergeld мотивирует трудоспособных украинских беженцев к поиску работы.

«Предложение Маркуса Зедера, вероятно, приведет к результату, противоположному его намерениям», — считает исследователь рынка труда Берлинского университета имени Гумбольдта Герберт Брюкер. По его мнению, украинцы просто перестанут быть интегрированными в структуры центров занятости, что снизит их шансы на трудоустройство. Как отмечает эксперт, в соответствии с Законом о пособиях для просителей убежища беженцам, прожившим более трех лет на территории ФРГ, власти все равно должны выплачивать так называемые аналоговые пособия.

Разъясняя причины продления механизма временной защиты для украинцев до весны 2027 года, в Еврокомиссии сообщили, что блок начал разрабатывать меры «скоординированного перевода» мигрантов в другие статусы. Речь идет о том, чтобы предоставить украинским беженцам возможность получить резидентство в ЕС, чтобы они активнее выходили на рынок труда, а также оказывать поддержку в добровольном возвращении на родину.

И если власти Германии в качестве стимула для трудоустройства предлагают использовать отмену пособий, то в других странах этот метод сочетают с ускоренной легализацией беженцев. Власти Польши с 2026 года упрощают процедуру получения вида на жительство (так называемую карточку CUKR) для украинских беженцев. Соответствующий закон вступил в силу с 1 июля, платформа для подачи заявлений MOS 2.0.заработает в следующем году. Параллельно ужесточаются условия выплат пособий для украинцев. В частности, с января 2025 года семейное пособие «Family 800» для беженцев в размере 800 злотых (около €180) выплачивается только в случае, если ребенок заявителей посещает польскую школу. Власти неоднократно обсуждали возможность свернуть полностью эти выплаты, если родители не работают и не платят налоги в Польше. Наконец, правительство республики приняло решение, что после 31 октября будут заселять в центры коллективного размещения для беженцев смогут только представителей уязвимых групп. Остальные беженцы из Украины должны будут оплачивать предоставляемое им государством жилье или искать его самостоятельно.

Уровень занятости среди украинских беженцев трудоспособного возраста в Польше, согласно совместному исследованию Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и консалтинговой компании Deloitte, составляет примерно 69%, это 1 из самых высоких показателей в ЕС. Из него также следует, что в 2024 году украинцы обеспечили 2,7% ВВП Польши.

В Чехии граждане Украины, зарабатывающие не менее 440 тыс. чешских крон (около €18 тыс.) в год и проживающие в стране 2 года, с недавнего времени также могут подать заявление на получение долгосрочного вида на жительство, что открывает больше возможностей на местном рынке труда. В то же время власти республики приняли решение сократить с 1 сентября срок предоставления бесплатного жилья украинским беженцам со 150 до 90 дней. Эта мера коснется в том числе уязвимых категорий (детей, студентов, беременных женщин, а также людей с инвалидностью и старше 65 лет), хотя ранее эта льгота для них действовала бессрочно. Параллельно размер гуманитарных пособий для украинских беженцев в Чехии было решено увеличить с 1 августа до 6000 крон (€240) в месяц для уязвимых категорий и до 4000 крон (€160) для всех остальных. На эти выплаты могут претендовать только те беженцы, доход которых не превышают прожиточный минимум и расходы на жилье.

По данным Министерства труда и социальных дел Чехии, к началу апреля в республике официально трудоустроенными числились 155 тыс. из примерно 370 тыс. граждан Украины со статусом временной защиты — около 40%. В ведомстве отмечали, что начиная с третьего квартала 2023 года доходы государства от налогов, выплаченных работающими украинскими беженцами, превышали расходы на их социальную поддержку.

Источник: РБК