Цель конкурса, прошедшего в третий раз – привлечь внимание к успешным проектам с наибольшим вкладом в развитие технологий совершения покупок, разработку и внедрение новых решений в области специализированного подвижного состава – автолавок, фудраков, фургонов для доставки товаров последней мили.
Проект также отражает социально-ориентированную миссию потребительских кооперативов – обеспечение жителей удаленных и малонаселенных пунктов товарами и продуктами первой необходимости.
В конкурсе — 2025 приняли участие 47 потребительских обществ, предприятий и организаций из 16 регионов России. В этом году проект приобрел международный масштаб: к участникам присоединились автопроизводители из Беларуси.

Организаторы конкурса – журнал «Автопарк 5 колесо» и Центросоюз России при поддержке Минпромторга и Ассоциации «НП «ОПОРА». Претендентов на звание лучших в 12 номинациях оценивало экспертное жюри в составе журналистов специализированных СМИ: Оксана Демченко (Аuto3N), Константин Закурдаев (MotorProject), Андрей Карасёв («Основные средства»), Александр Климнов («Третий Рим»), Ольга Момот («Российская кооперация»), Григорий Мерлин («Новости автобизнеса»), Ирина Фурсова («Российская газета»), Александр Трохачёв.
Выступивший с приветственным словом первый заместитель председателя совета Центросоюза России Сергей Грицай отметил важность конкурса для развития мобильной торговли. «Сегодня мобильная торговля актуальна не только для сельской местности, она также востребована и в городах, поскольку дает возможность бизнесу быть ближе к клиенту», — отметил Сергей Викторович.

Конкурс-2025 проводился по двенадцати номинациям.
В системе потребительской кооперации уже третий год вызывает большой интерес номинация «Лучший экипаж автолавки». В этом году на неё заявились 11 экипажей из восьми регионов страны. Победителем стал экипаж потребительского кооператива «Благовар» из Башкирии.

В номинации «Автолавки. Лучшее техническое решение» за победу боролись МАЗ-Купава 478820, Газель Next LPRO, Газель Next А21R36 Pelican Van. Победителем стала автолавка Купава-478820, представленная заводом автомобильных кузовов и прицепов «МАЗ-Купава».

В номинации «Фудтрак. Лучший дизайн и оснащение» оценивались заявки от компаний Aformer, Mobitruck, Silvervan. Лучшей стал Mobitruck МТ8х2 – модульный мобильный объект, который может быть соединен с другими модулями по длинной стороне, создавая единое просторное пространство. Модель подходит для реализации кафе-ресторана, шоу-рума или магазина на колёсах.

Заявки, поступившие в номинацию «Транспорт для е-сommerce» разделили на шесть категорий по типажу техники. В категории «Пикапы» победителем стал Sollers ST8. Конкурентами ему выступили JAC T9 и обновленный GWM Poer.

Победителем в категории «Электромобили» стал фургон Lada e-largus. Новинка, выпускаемая дочерним предприятием «АВТОВАЗа» в Ижевске, соперничала Eonyx Profi Cargo, сборка которого налажена в Калининграде, и китайским Sany C165CE.

Среди цельнометаллических фургонов лучшим, по мнению жюри, стал Foton Toanо, представленный АО «МБ Рус». Модель, предлагаемая в трех вариантах по колесной базе, соперничала с Avior V90 и Sollers SF1.

Победителем в категории «Фургоны до 3,5 тонн» стал Forland 3 с изотермическим фургоном завода ЗЗСА. Оппонентами ему выступили Lada Largus Prima длиной 2,6 м и Ambertruck JL.

Лучшим в категории среднетеннажных фургонов назван FAW Trucks Tiger 6G оснащенный изотермой производства ЗЗСА. Дипломы участников в этой категории получили SDAC K9.5, JAC N90Х и «Валдай 18».


Новая тенденция в сегменте доставки в маркетплейсы — рост объема крупногабаритных товаров. Вот почему в конкурсе появилась магистральная техника – полуприцепы и седельные тягачи. Лучшим полуприцепом стал шторный MAYER Cargoline, лучшим тягачом – КАМАЗ-54902. Конкурентами им выступили изотермические полуприцепы Sotrans, Fulltime, тягачи JAC K7 и XCMG XG2.


В борьбе за звание «Перспектива года», присуждаемое новинке, имеющей самый большой потенциал, чтобы стать будущим лидером продаж ,победил изотермический фургон на шасси Dongfeng K31. Переднеприводная модель, продажи которой стартовали в 2025 году, опередила в конкурсном рейтинге гибридный пикап Foton Tunland серии V и электрофургон Hemo E820.

В номинации «Лучшее маркетинговое решение» первое место присуждено компании «Джак Мотор» за широкие возможности модельного ряда грузовиков JAC, которые могут использоваться для выполнения задач мобильной торговли. Диплом финалиста получила компания «Смарт Тракс» за программу помощи на дорогах Smart Assistance.

Специальный приз вне номинации от редакции журнала «Автопарк» получила компания «Современные транспортные технологии» за автомобиль ГАЗ «Садко 9». Есть все основания полагать, что на базе этого нового внедорожника уже в ближайшем будущем появятся спецверсии автолавок.

Диплом за популяризацию техники для мобильной торговли получила компания «Сигма Экспо Групп», организатор выставки и деловой программы ComAutoTrans.

Главная задача Всероссийского конкурса «Лидер мобильной торговли» – популяризация формата мобильной торговли с целью не только выполнения социальной функции, но и коммерческой выгоды в осваивании новых торговых направлений.