В последние годы продовольствие стало одним из важнейших катализаторов инфляции в Германии. Потребительские организации все активнее выражают возмущение по поводу недостаточной прозрачности ценообразования и предлагают создать специальный государственный орган, регулярно отслеживающий изменения цен и анализирующий торговые наценки на всех этапах поставок. Дискуссия набирает обороты, поскольку все больше граждан, особенно с низкими доходами, оказываются в тяжелой ситуации из–за стремительно дорожающих базовых товаров.
Резкое повышение стоимости продуктов сегодня ощущается сильнее, чем когда–либо прежде. По данным мониторинга Foodwatch, некоторые наименования за последний год выросли в цене до 72%. Так, Центр потребителей Северного Рейна–Вестфалии (VZ NRW) подчеркивает, что особенно стремительно растут в цене недорогие продукты и собственные торговые марки, которые с 2020 по 2024 год подорожали практически вдвое быстрее, чем брендовые аналоги. Для людей с ограниченным бюджетом это превращается в подлинный тупик, поскольку альтернатив практически нет.
На фоне таких проблем все острее встает вопрос прозрачности. Потребители зачастую не понимают, из чего складывается конечная цена, и кто на каком этапе цепочки поставок получает прибыль. Из–за этого потребительские организации и Foodwatch требуют от властей усилить контроль, чтобы предотвратить возможные злоупотребления со стороны крупных игроков.
Инфляционный вихрь
На протяжении долгого времени инфляция в Германии оставалась умеренной, впрочем с 2021 года ситуация резко изменилась. По данным Федерального статистического управления (Destatis), она выросла до 3,1% в 2021 году и достигла 6,9% в 2022 году, побив рекорды последних десятилетий. В разгар инфляционного кризиса особенно заметно подорожали энергоносители и продовольственные товары, причем последние — в среднем на 13,4% за год.
Хотя в 2024 году инфляционные показатели несколько стабилизировались, продукты питания продолжают существенно давить на семейные бюджеты. Например, в январе 2025 года инфляция в продовольственном секторе снизилась до 0,8%, впрочем уже в феврале вновь поднялась до 2,4%, опередив общий уровень в 2,3%.
Загадочные прибыли
В своем докладе за 2024 год Европейский центральный банк (ЕЦБ) признал, что даже с учетом возросших затрат на сырье, энергию и транспорт остается значительный «необъяснимый» сегмент подорожания продуктов. В частности, Handelsblatt и FAZ указывают, что рост издержек на зарплаты и логистику лишь частично объясняет скачки цен. Возможно, некоторые участники рынка пользуются инфляционной ситуацией, чтобы нарастить собственную прибыль.
Похожие выводы сделала и Комиссия по монополиям, которая в 2024 году представила анализ ценообразования в продовольственной отрасли. По ее данным, снижение издержек в цепочке поставок часто не доходит до конечного потребителя, оседая в пер...