
В Музее В.А.Тропинина открылась выставка «От портрета до лорнета». Вернее о ней сказать — выставка-путешествие по богатствам и тайнам, которые хранятся в музейных фондах. А тут есть чем похвастаться! Более 500 экспонатов — не только картин, но и удивительных предметов интерьера, изысканных фарфоровых фигурок, крошечных мозаик и множество других красот, в которых мы постарались не утонуть.
Изначально Музей Тропинина не был посвящен исключительно творчеству художника. Если поверхностно ознакомиться с историей музея, то сразу выяснится, что он задумывался еще и как музей других московских живописцев, современников Тропинина. А коллекция, с которой начиналась его экспозиция, выходила за пределы XIX столетия и не ограничивалась только отечественными мастерами. Если в 1970-е годы, когда открылись двери музея, здесь было около 300 единиц в фондах, то сейчас эту цифру умножили на десять. Выставка «От портрета до лорнета» задумывалась как ключик к богатствам, которые не всегда удается показать в выставочных проектах. Еще одна идея — показать, что собой представляет Музей Тропинина на самом деле:
— В последнее время сложилось впечатление, что это музей одного художника и картинная галерея и что у нас в фондах только живопись, — рассказывает нам директор Анна Попова. — Мы решили опровергнуть этот стереотип и придумали экспозицию, на которой могли бы показать многообразие нашей коллекции, чтобы зритель, придя к нам, мог составить представление о том, что такое Музей Тропинина.

Фото: Марина Чечушкова
Но неизбежно знакомство с коллекцией начинается с живописи, и с портретов в частности. Все же Тропинин — один из лучших московских портретистов. Но здесь есть и голландские художники XVII века, и наши признанные авторы, среди которых, например, Рокотов, а еще работы неизвестных художников, на которых тем не менее стоит заострить внимание. Здесь старались показать не только лучшее, что есть, но и отобразить коллекцию с разных сторон. Но начинается выставка с исторической картотеки, которую может изучить каждый посетитель. Открываем ящик и обнаруживаем информацию о том, какие выставки проводились в 1990-е годы, какие работы были на них представлены, — нас пускают в святая святых, которая обычно скрыта от глаз гостей. Сейчас в музеях так уже не работают — все давно стало электронным, поэтому для нас это возможность прикоснуться к истории во всех смыслах.
Дальше глаз цепляется за изображения красавиц: «Портрет неизвестной в белой блузке» неизвестного автора (предполагают, что это работа кого-то из учеников Репина), рядом «Женщина с картами» Федора Нестерова и «Портрет Глафиры Волковой» руки Петра Захарова-Чеченца. Первые два портрета московские зрители видели очень давно, хотя в регионы «дамы» путешествовали многократно. Вот портрет Глафиры Волковой впервые вышел в свет после реставрации; а еще с ним связана трагическая история любви. Петр Захаров-Чеченец был учеником художника Волкова, а героиня портрета — дочерью мастера. Молодой живописец, очевидно, был в нее влюблен, и кольцо, которое держит героиня портрета, неслучайно — символ его намерений. Но этому союзу было не суждено состояться. В возрасте 30 лет Петр Захаров-Чеченец ушел из жизни от чахотки, так и не успев жениться на своей возлюбленной. Кстати, выставка имеет не только приставку «путешествие», это еще и выставка-трансформер. Через 4 месяца часть портретов и графику заменят на другие работы.
Сердце замирает возле комнаты, где показывают мебельные шедевры из коллекции. Чего стоит только вышитый каминный экран — настоящее произведение искусства! Изысканные вазы на самом деле намного функциональнее — это еще и курильницы (ароматницы), как современные аромадиффузоры, только снова произведения интерьерного искусства. Разнообразные фарфоровые статуэтки, чья единственная функция радовать глаз, чернильница, каминные часы, изящные подсвечники, колокольчики для вызова слуг…

Фото: Марина Чечушкова
Сворачиваем в следующий зал, где открывается еще несколько граней коллекции музея. Прежде всего графика — по одной работе нескольких художников. Особенно любопытна гравюра с изображением немецкой красавицы. «Портрет принцессы Софии», лист №4 из серии «Коллекция красавиц галереи Красоты дворца Нимфенбург короля Людвига I Баварского» (Андреас Флейшман по оригиналу Штиллера Йозефа Карла). Король Людвиг I решил создать галерею красавиц, которых выбрал сам. Отбирали не только по внешним данным, но и по душевным качествам, где прежде всего важна была добродетель. Всего право стать героинями портретов получили 38 девушек из самых разных сословий. Все 38 гравюр хранятся в Музее Тропинина. В этом же зале калейдоскоп из предметов декоративного искусства: фарфор, пасхальные яйца, шкатулки, книжечка «корнет де бал» (дамский бальный аксессуар для записи кавалеров на танцы), лорнеты, бинокли, трубки и многое другое.
В последнем зале — шикарные вышитые нитями и бисером картины, целый ряд разных миниатюр — силуэты и микромозаика, по которой сразу и не скажешь, что крохотный портретик Петра I, малюсенькие изображения животных не нарисованы, а выложены с помощью кусочков смальты. А еще один удивительный предмет — стакан с двойными стенками, работа Александра Вершинина. В стекле из природных материалов выложена сцена псовой охоты, но как мастеру удалось запаять стекло, не спалив мох и сухоцветы, — загадка. Свою технологию Вершинин оставил в секрете, который до сих пор так и не разгадали.