
8 июля актрисе Юлии Рутберг исполняется 60, и это не тайна. Кокетничать по поводу возраста, что-то скрывать она точно не станет. Больше 35 лет Рутберг выходит на сцену Вахтанговского театра, который называет своим государством и домом и которому верна, хотя и совершает кратковременные забеги на другие территории.
Юлия работала с Петром Фоменко, и одна из ее ролей в его «Пиковой даме» звалась Тайная Недоброжелательность. Кто-то из несведущих режиссеров полагает, что она неприступна, что с ней сложно, а значит, не нужно ничего затевать. Но актриса открыта всем ветрам, готова на творческую авантюру, если собирается талантливая компания и стоящий демиург. Когда-нибудь она сможет сыграть и саму Даму Пик, если захочет, лишь бы нашелся достойный режиссер.
С режиссерами в театре ей точно везло. Она работала с Римасом Туминасом, Аркадием Кацем, Романом Виктюком, Владимиром Мирзоевым, Иваном Поповски… В кино такого блистательного соцветия не было. Да и больших и серьезных ролей тоже, чаще яркие эпизоды.
Ей не раз давали роли актрис, потому что она и сама стопроцентная актриса и без своей профессии наверняка не проживет. Это были женщины-мифы, и Рутберг прибавляла им таинства. Много лет она играет в Вахтанговском театре в «Крике лангусты» икону французской сцены Сару Бернар, которая самоотверженно оставалась дивой, даже лишившись ноги. В кино Рутберг сыграла Фаину Раневскую в широком возрастном диапазоне, взяв целую октаву в сериале «Орлова и Александров».

Любовь Ландау в «Солнце Ландау» в постановке Анатолия Шульева — тоже мифологическая женщина, и Рутберг в таких случаях незаменима. Когда требуется порода и внутренняя стать, то это к ней. Она играла шекспировскую Гонерилью, фрекен Жюли Стриндберга, Анну Павловну Шерер в «Войне и мире». При этом она способна на самые неожиданные проявления, как в «Улыбнись нам, Господи!» в постановке Туминаса. Там она изящно играет Козочку в духе Марка Шагала.
Она одна способна удерживать зал, будь то большая площадка, где надо выступать в сопровождении оркестра, или камерное пространство вахтанговского Арт-кафе, где до зрителя рукой подать. Она всегда на старте и не подведет, назубок знает текст и не оговорится.
Когда-то ее называли дочкой Ильи Рутберга, человека в театральном мире уникального, одного из основателей студенческого театра «Наш дом», организовавшего первую в мире кафедру пантомимы. Внешне они очень похожи. А потом наступили времена, когда уже Илью Рутберга стали называть отцом Юлии. Ее мама — музыкант, бабушка и дедушка — танцоры. Рутберг формировалась в творческой среде и унаследовала таланты своих близких.
Проучившись пару лет в ГИТИСе, ушла в Щукинское театральное училище на курс выдающихся мастеров Аллы Казанской и Юрия Катина-Ярцева и никогда об этом не сожалела. Чтецкому искусству она училась у легендарного Якова Смоленского и до сих пор делает великолепные программы, которые превращаются у нее в моноспектакли.
Она и в самом деле особенная. Недаром же сама себя называет женщиной-контрабасом. У нее низкий, густой голос, данный природой и разработанный, как того требует академическая сцена. Можно узнать о ее появлении с закрытыми глазами, что и происходит постоянно на улицах и в магазинах. Голос — ее богатство, но и шлагбаум. Как и внешность — яркая, но особенная, делающая ее незаменимой в некоторых ролях, и какие-то отрезающая. Вот это — твое, а дальше — стоп!
Юлия Рутберг номинировалась на анимационную премию «Икар» как актриса, чьим голосом говорит герой мультфильма или все персонажи разом. Среди ее конкурентов тогда были Сергей Дрейден с его тихим и нежным голосом, дуэт Сергея Юрского и Натальи Теняковой. Рутберг выдвигалась с «Мамой-цаплей» Марины Карповой. Недавно своим «контрабасом» она наделила графиню Владыкину в полнометражном анимационном фильме «Суворов: Великое путешествие».
Она была замужем за музыкантом Алексеем Кортневым. Они часто выходили в свет, бывали на кинофестивали, и их парой любовались. Она была женой Александра Кузнецова, за которым стойко закрепилось «звание» Джека Восьмеркина — американца после выхода одноименного фильма. Ее мужем был прекрасный актер Анатолий Лобоцкий, с которым она не раз выходила на сцену и как актриса, и как ведущая церемоний. С каждым из своих спутников жизни Юлия гармонично смотрелась и, кажется, была счастлива, проживая новые жизни.
На недавнем вечере, посвященном Инне Чуриковой, Юлия эмоционально и пронзительно вспоминала, как ее спешно, без единой репетиции ввели на роль Маргарет Тэтчер в спектакле «Аудиенция» в постановке Глеба Панфилова. Ее партнершей стала Чурикова, игравшая Елизавету II, и это она выбрала достойную себя коллегу. Всякий раз убеждаешься, что Юлия Рутберг — прекрасная рассказчица, кладезь уникальных историй, которые так и просятся на бумагу.